Типы документов

Реклама

Партнеры

Письмо Минобрнауки РТ от 01.08.2013 N 10440/13 "О деятельности ПМПК"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 1 августа 2013 г. № 10440/13

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК

Министерство образования и науки Республики Татарстан информирует, что одним из направлений деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) согласно действующему Положению о ПМПК, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 95, является оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Кроме того, в настоящее время в рамках реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.01.2011 № 24 "Об утверждении Порядка реализации в Республике Татарстан индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)" формируется электронная База данных инвалидов Республики Татарстан.
Для дальнейшей организации работы ПМПК в районах и городах и реализации вышеуказанных мероприятий направляем для использования в работе письмо о деятельности ПМПК.

Заместитель министра
С.В.ГИНИАТУЛЛИНА





Приложение

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее письмо регламентирует порядок организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
ПМПК реализует консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ): с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственного развития, с соматическими заболеваниями, с проблемами в поведении от 0 до 18 лет.

2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПМПК

Цель ПМПК - организация помощи детям с ОВЗ (с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственного развития, с соматическими заболеваниями, с проблемами в поведении от 0 до 18 лет) на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования, разработка рекомендаций по обеспечению специальных образовательных условий и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Основными задачами ПМПК являются:
- своевременное (раннее) выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с ОВЗ;
- комплексная диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
- определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ОВЗ;
- содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, индивидуальным особенностям ребенка;
- формирование банка данных о детях и подростках с ОВЗ;
- консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК

ПМПК постоянного или временного созыва создается распорядительным документом руководителя Исполнительного комитета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В состав ПМПК входят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, специалисты медицинского профиля (детский психиатр, детский невропатолог и.т.д.)
Направление детей и обучающихся на ПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Предварительная запись на обследование осуществляется с согласия родителей (законных представителей).
Родители ставятся в известность о необходимости представления в ПМПК (РПМПК):
- направления органа управления образованием на ПМПК (приложение № 1);
- копии свидетельства о рождении;
- копии справки с места жительства;
- индивидуальной медицинской карты с заключением врачей (педиатра, невропатолога, офтальмолога, ортопеда, сурдолога);
- направления врача-специалиста;
- педагогической характеристики (данные о мышлении, внимании, памяти, поведении, для учащихся - также и об успеваемости), которая составляется педагогом, работающим с ребенком, заверенную руководителем образовательного учреждения (для учащихся) (приложение № 2);
- образцов письменных работ по русскому (родному) языку и математике, рисунки и другие результаты самостоятельной работы;
- копии индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (при наличии);
- справки врача-психиатра с развернутым диагнозом.

4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПМПК:

Функции
Муниципальная (районная, городская) ПМПК
Экспертно-диагностическая функция
1, Прием детей и подростков от 0 до 18 лет, имеющих показания к направлению в ПМПК
2. Направление детей и подростков с ОВЗ в региональную ПМПК в диагностически сложных и конфликтных случаях
Информационно-аналитическая функция
1. Формирование базы данных на детей и подростков с ОВЗ (выход с этими данными и следующими из них предложениями на Управление образования)
2. Статистический анализ "социальной ситуации развития" детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК (выход с этими данными и следующими из них предложениями на Управление образования):
- характер, соотношение и тенденции распространения основных типов, видов, форм отклонений в развитии детей и подростков;
- обеспеченность детей и подростков с ОВЗ местами в системе образования
3. Анализ деятельности ПМПК (выход с этими данными и следующими из них предложениями на Управление образования):
4. Информирование (памятки, листовки, телефонограммы и др.) всех учреждений и ведомств, с которыми взаимодействует ПМПК, о возможности обращения в ПМПК родителей детей и подростков с ОВЗ, в том числе не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов
Организационная функция
1. Выход на Управление образования с предложениями по формированию договоров с учреждениями, организациями, конкретными специалистами внутри системы образования и в других ведомствах
2. Координация системы ПМПК на муниципальном уровне (во взаимодействии с представителем Управления образования муниципалитета, курирующим ПМПК): работа с ПМП-консилиумами образовательных учреждений
3. Организация "Школы родителей"
4. Выявление детей, в частности детей-инвалидов, не охваченных системой образования, через взаимодействие с местными органами социальной защиты при посредстве местного Управления образования
Методическая функция
1. Регулярное проведение методических совещаний по ревизии методического обеспечения и технологий работы ПМПК с детьми и родителями
для специалистов ПМП-консилиумов образовательных учреждений муниципалитета
2. Обучение родителей (законных представителей) методическим приемам работы с их детьми, имеющими отклонения в развитии (возможно, в рамках "Школы родителей")
Консультативная функция
1. Консультирование детей и подростков, родителей (законных представителей) по всем вопросам, находящимся в компетенции ПМПК
2. Консультирование специалистов ПМП-консилиумов образовательных учреждений, муниципальных управлений образования
3. Консультирование родителей (законных представителей) детей, не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов
Функция сопровождения
1. Контроль динамики развития и эффективности рекомендаций, данных ПМПК детям и подросткам, прошедшим обследование на ПМПК
Посредством взаимодействия с ПМП-консилиумами образовательных учреждений и непосредственно с родителями (законными представителями)
2. Контроль динамики развития выявленных детей, не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов, проживающих на территории данного муниципалитета
Просветительская функция
1. - Выход на население через средства массовой информации по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК;
2. - Просвещение родителей через "Школу родителей" при ПМПК;
3. - Просвещение специалистов других учреждений, организаций и ведомств, с которыми взаимодействует ПМПК

5. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ПМПК:

- журнал предварительной записи на ПМПК;
- журнал учета детей, прошедших обследование в ПМПК;
- журнал учета детей, получивших консультацию;
- копии коллегиального заключения ПМПК (приложение № 3);
- карта (папка) развития ребенка с протоколами, заключениями специалистов и коллегиальным заключением ПМПК (хранится не менее 10 лет).





Приложение № 1

Орган управления образованием Исполнительного комитета __________________ района (города) направляет (Ф.И.О., дата рождения ребенка) на (консультацию, обследование, др.) в (название учреждения) в связи с (обоснование направления).

Подпись руководителя
М.П.





Приложение № 2

Написание характеристики ученика весьма ответственно, так как в ней должны объективно отражаться личность школьника со всеми слабыми и сильными индивидуальными чертами, всеми трудностями в обучении и причинами, их обуславливающими.
На протяжении учебного года педагогами ведется активное наблюдение за учебной и внеучебной деятельностью, определяется уровень актуального и дальнейшего развития. На основании анализа данных составляется характеристика на учащихся.

Педагогическая характеристика ребенка должна содержать особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций, в первую очередь, мыслительных операций обобщения, абстрагирования, опосредования, установления аналогий). Отражать организацию интеллектуальной деятельности на момент обследования и уровень интеллектуального развития. Содержать анализ социальной ситуации развития на каждом из возрастных этапов с точки зрения: 1) формирования основного психологического новообразования; 2) характера и динамики кризисных и стабильных возрастных этапов; анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении и т.д.); социально-бытовую ориентированность, навыки культурного поведения. Оценку зоны ближайшего развития и прогноза развития с позиций адаптивных. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценку и способность личности к рефлексии (критичность, адекватность).
Завершить ее следует педагогическими рекомендациями для обеспечения более высокой эффективности для формирования зоны его дальнейшего развития.
Ниже предлагается примерная схема составления характеристики.
I. Общие сведения об ученике: Ф.И.О.; дата рождения; домашний адрес; школа, год поступления в ..., откуда прибыл.
II. Заключение врача.
III. Учебная деятельность: овладение программным материалом по предметам, особенности восприятия и запоминания учебного материала.
IV. Индивидуальные психологические особенности.
V. Поведение и личностные качества.
VI. Данные о семье: состав семьи, место работы взрослых членов семьи, взаимоотношения в семье, отношение взрослых к ребенку.
VII. Педагогические рекомендации.





Приложение № 3

Коллегиальное заключение ПМПК включает определение специальных условий получения дошкольного воспитания и обучения: указать тип дошкольного образовательного учреждения (нужное подчеркнуть): дошкольное учреждение общего назначения; дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима; коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид) _______________________________;
определение специальных условий получения общего образования: указать тип школьного образовательного учреждения (нужное подчеркнуть): общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса (указать какого)) _______________________________;
коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид): _______________________________;
Условия получения общего образования (нужное подчеркнуть): в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении.
Форма получения общего образования (нужное подчеркнуть): очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат.
Режим занятий: учебная нагрузка в день (указывается в часах): ________; объем изучаемого материала (указывается в процентах от объема учебной программы).
Также указываются сроки проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации, исполнитель проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации, отметка о выполнении или невыполнении психолого-педагогической реабилитации.
Рекомендации должны отражать резервные возможности ребенка, а также направления и характер их развития в обыденной жизни и в специальных развивающих условиях. Среди резервных возможностей особое внимание следует уделить следующим:
- сохранные психические функции;
- приоритетные индивидуальные способности и интересы;
- условия и механизмы формирования компенсаторных образований.
Остальные рекомендации исходят от конкретных специалистов ПМПК и уточняют особенности сопровождения ребенка соответствующими специалистами или родителями (законными представителями) в рекомендованных ПМПК условиях.
Рекомендации должны содержать прогноз развития ребенка при выполнении и невыполнении данных выше рекомендаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ:

Штамп ПМПК
Заключение специалиста (указать специальность, Ф.И.О.)

Психолого-медико-педагогической комиссии
(региональной, городской, районной)

(указать, какой именно)
Дано
(Ф.И.О. ребенка, дата рождения)
в том, что он (она) был(а) обследован (а)
(дата обследования на ПМПК)
Заключение:

Рекомендации: (включить необходимые вышеуказанные позиции)

Руководитель ПМПК _________ (подпись) _______________Ф.И.О.
М.П.

Данное заключение необходимо для представления в медико-социальную экспертизу для разработки мероприятий психолого-педагогической реабилитации ребенка-инвалида.


------------------------------------------------------------------