Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 15.07.2013 N 7-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.Ф.Шигапова на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом "а" пункта 5 и подпунктом 2 пункта 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2012 - 2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12 декабря 2011 года N 8035 "



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. № 7-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
А.Ф.ШИГАПОВА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ПОДПУНКТОМ "А" ПУНКТА 5 И ПОДПУНКТОМ 2 ПУНКТА 26
ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ
НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ГОРОДЕ КАЗАНИ"
НА 2012 - 2015 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
КАЗАНИ ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА № 8035 (В РЕДАКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ ОТ 8 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА № 3454)

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Р.А.Сахиевой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина А.Ф.Шигапова,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан 14 мая 2013 года обратился гражданин А.Ф.Шигапов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом "а" пункта 5 и подпунктом 2 пункта 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2012 - 2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12 декабря 2011 года № 8035 (в редакции постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 8 апреля 2013 года № 3454).
Претендентом на получение социальной выплаты в рамках реализации этой Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, в которой один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, отвечающая условиям, определенным в пункте 5 данных Правил. В соответствии с оспариваемым подпунктом "а" пункта 5 вышеназванных Правил одним из условий участия в указанной Программе является непревышение возраста каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье в планируемом году (на 1 января) 35 лет при принятии государственным заказчиком Республиканской программы решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты (т.е. на 1 января планируемого года не должно исполниться 36 лет). Сведения о несоответствии молодой семьи требованиям, установленным в пункте 5 указанных Правил, согласно оспариваемому подпункту 2 пункта 26 этих же Правил являются основанием для исключения Комиссией молодой семьи из списков участников Программы.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, заявитель и его супруга в 2009 году подали документы для получения субсидии по Целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2008 - 2010 годы. Согласно выписке из распоряжения главы администрации Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 11 января 2010 года № 1р семья А.Ф.Шигапова в составе трех человек была включена в список молодых семей - участников указанной Целевой программы.
Заявитель отмечает, что его семья четыре года состояла в списках участников двух Программ ("Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2008 - 2010 годы и "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2012 - 2015 годы) и за этот период он не получал никаких уведомлений о пролонгации участия его семьи в новой Программе, а также соответствующего свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Согласно ответу руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 10 апреля 2013 года № 8092 гражданин А.Ф.Шигапов был проинформирован о том, что при формировании списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году (1 января 2014 года) ему и его супруге к этому времени исполнится 36 лет, поэтому его семья не будет соответствовать одному из условий участия в Программе и тем самым не может быть включена в данный список.
В связи с этим заявитель считает незаконным длительное ожидание получения свидетельства о праве на социальную выплату после принятия решения о включении молодой семьи в число участников Программы, а также исключение его совместно с супругой из Программы по достижении ими 36 лет. При этом гражданин А.Ф.Шигапов ссылается на пункт 4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", из содержания которого, по мнению заявителя, следует, что принятие органом местного самоуправления решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы является основанием для выдачи свидетельства на получение социальной выплаты для приобретения жилья в том году, в котором было принято указанное решение.
Кроме этого, по его мнению, отсутствие в бюджете города или республики запланированных на эти цели денежных средств для полного и своевременного финансирования взятых на себя государством социальных обязательств не должно быть основанием и оправданием их невыполнения и не должно отражаться на реализации гражданами прав, установленных законом. Заявитель также считает, что положения подпункта "а" пункта 5 и подпункта 2 пункта 26 обжалуемых Правил не должны распространяться на тех граждан, соответствующие решения о включении которых в список молодых семей - участников Целевой программы уже приняты и невыдача свидетельства не позволила им реализовать свое право на жилище посредством получения социальной выплаты.
Гражданин А.Ф.Шигапов утверждает, что обжалуемые положения указанных Правил нарушают конституционное право на жилище, поскольку позволяют неопределенно долго не выдавать гражданам свидетельство на получение социальной выплаты для приобретения жилья, не устанавливают четкие временные рамки его выдачи после принятия органом местного самоуправления решения о включении молодой семьи в число участников Программы, а также максимальные сроки нахождения в соответствующем списке претендентов на получение свидетельства. Оспариваемые положения, как отмечает заявитель, являются основанием для исключения граждан из Программы уже после того, как органами местного самоуправления были приняты соответствующие решения о включении молодой семьи в список участников данной Программы, что, по мнению заявителя, является незаконным.
На основании вышеизложенного гражданин А.Ф.Шигапов просит Конституционный суд Республики Татарстан признать подпункт "а" пункта 5 и подпункт 2 пункта 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2012 - 2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12 декабря 2011 года № 8035 (в редакции постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 8 апреля 2013 года № 3454), не соответствующими статьям 2, 13, 38 (части первая и третья), 55, 58 (часть вторая), 60 Конституции Республики Татарстан.
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, предусматривающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
В целях дальнейшей государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая включает в том числе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы. В приложении № 3 к данной подпрограмме установлены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Аналогичные Программа и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2012 - 2015 годы утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 сентября 2011 года № 789. Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12 декабря 2011 года № 8035 "О Целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2012 - 2015 годы" (в настоящее время действует в редакции постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 8 апреля 2013 года № 3454), которым утверждены оспариваемые Правила, принято в целях реализации в том числе и указанных федеральной и республиканской программ обеспечения жильем молодых семей.
Оспариваемый заявителем подпункт "а" пункта 5 указанных Правил предусматривает, что условием принятия государственным заказчиком Программы решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты является непревышение возраста каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье в планируемом году (на 1 января) 35 лет (т.е. на 1 января планируемого года им не должно исполниться 36 лет).
Подпункт 2 пункта 26 оспариваемых Правил устанавливает в числе оснований для принятия Комиссией решения об исключении молодой семьи из списка участников Программы несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 Правил, в частности требованию о непревышении возраста каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье в планируемом году (на 1 января) 35 лет.
По своему содержанию и правовому смыслу обжалуемые нормы аналогичны Положению, закрепленному подпунктом "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, согласно которому возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Тем самым оспариваемые положения не устанавливают собственного правового регулирования, отличающегося от требования, закрепленного указанной нормой федерального законодательства. Из этого следует, что проверка конституционности оспариваемых заявителем нормативных положений фактически означала бы оценку указанной нормы федерального законодательства на ее соответствие Конституции Республики Татарстан, что в силу статьи 109 Конституции Республики Татарстан и статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
Кроме этого, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (Определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 19 октября 2010 года № 1333-О-О).
Следовательно, оспариваемые положения, устанавливающие ограничения по возрасту супругов в молодой семье, не содержат неопределенности в вопросе об их соответствии Конституции Республики Татарстан, и в силу этого жалоба заявителя не может быть признана допустимой.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.Ф.Шигапова на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом "а" пункта 5 и подпунктом 2 пункта 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2012 - 2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12 декабря 2011 года № 8035 (в редакции постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 8 апреля 2013 года № 3454), поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и разрешение поставленных в ней вопросов неподведомственно Конституционному суду Республики Татарстан.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданину А.Ф.Шигапову и в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".


------------------------------------------------------------------