Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 18.06.2013 N 6-О "О принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.Р.Изамбаевой на нарушение ее конституционных прав и свобод отдельными положениями абзаца второго пункта "д", абзацами пятнадцатым и двадцатым пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2013 г. № 6-О

О ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
С.Р.ИЗАМБАЕВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА "Д",
АБЗАЦАМИ ПЯТНАДЦАТЫМ И ДВАДЦАТЫМ ПУНКТА "Ж" СТАТЬИ 10
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 13 ИЮЛЯ 2007 ГОДА № 31-ЗРТ
"О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМ ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА"

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В.Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки С.Р.Изамбаевой,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан 15 апреля 2013 года обратилась гражданка С.Р.Изамбаева с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод отдельными положениями абзаца второго пункта "д", абзацами пятнадцатым и двадцатым пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Оспариваемыми положениями статьи 10 указанного Закона Республики Татарстан установлено, что при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими, учитываются все виды доходов, полученных гражданином и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:
социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся, в частности, пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров (абзац второй пункта "д");
другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются, в частности, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного (абзац пятнадцатый пункта "ж"); суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций различным категориям граждан, определенным в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (абзац двадцатый пункта "ж").
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданка С.Р.Изамбаева проживает в квартире общей площадью 34,2 кв. метра вместе с мужем, двумя несовершеннолетними детьми, двумя своими братьями, принятыми под опеку, а также отцом ее мужа, которому на праве собственности принадлежит данная квартира. При этом один ребенок заявительницы является инвалидом, а один подопечный - инвалид, заболевание которого включено в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Гражданка С.Р.Изамбаева в 2012 году обратилась в администрацию Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, для чего необходимо признание их малоимущими, однако ей было отказано на том основании, что среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи заявительницы в расчетном периоде (8 540,21 рублей), превысил пороговое значение, установленное распоряжением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16 июля 2012 года № 1822р "Об утверждении пороговых значений дохода граждан и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, на третий квартал 2012 года" (6 064,00 рубля). Как указывает заявительница, при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена ее семьи для признания их малоимущими, исходя из оспариваемых норм, учитывались помимо прочего социальные пенсии, выплачиваемые детям-инвалидам; социальные пенсии, выплачиваемые детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери; денежные средства, выделяемые опекуну на содержание подопечного; суммы ежемесячных денежных выплат детям-инвалидам; субсидии-льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов.
По мнению гражданки С.Р.Изамбаевой, указанные социальные пенсии, ежемесячные денежные выплаты детям-инвалидам и субсидии-льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов, направлены на удовлетворение жизненно важных потребностей граждан, относящихся к наиболее социально уязвимым категориям, а доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, согласно пункту 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В связи с этим она считает, что данные виды государственной поддержки не предназначены для улучшения жилищных условий и их предоставление не должно каким-либо образом влиять на принятие решения о признании граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Кроме этого, заявительница указывает, что оспариваемые нормы воспроизводят положения Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению Порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 17. По мнению заявительницы, Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом и не препятствуют законодателям субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать виды доходов, учитываемых при определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими. Она отмечает, что в некоторых субъектах Российской Федерации перечисленные в ее жалобе виды государственной поддержки не учитываются при указанном определении размера дохода.
На основании изложенного гражданка С.Р.Изамбаева просит признать отдельные положения абзаца второго пункта "д", абзацы пятнадцатый и двадцатый пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" не соответствующими статьям 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 55 и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства; государство проявляет заботу о семье, обеспечении здоровья матери и ребенка и воспитании детей; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
2. Согласно статье 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан и части пятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления. Закон Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" соответствует категории нормативных правовых актов, подведомственных Конституционному суду Республики Татарстан, и, следовательно, оспариваемые заявительницей положения абзаца второго пункта "д", а также абзацы пятнадцатый и двадцатый пункта "ж" статьи 10 данного Закона Республики Татарстан могут быть рассмотрены на предмет их соответствия Конституции Республики Татарстан.
В соответствии с частью первой статьи 100 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, права и свободы которых нарушены законом Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, органов местного самоуправления, и их объединения.
При этом статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" установлено, что жалоба на нарушение законом Республики Татарстан или иным нормативным правовым актом конституционных прав и свобод допустима, если закон или иной нормативный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон или иной нормативный правовой акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе. В этой связи приложенные к жалобе гражданки С.Р.Изамбаевой копия распоряжения главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани от 1 апреля 2013 года № 395р, а также копии ответов на ее обращения из администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани от 15 ноября 2012 года № 02-04-19-3667, от 31 января 2013 года № 02-04-24-321, из прокуратуры Авиастроительного района города Казани от 22 января 2013 года № 110ж-13, от 21 февраля 2013 года № 110ж-13 согласно части второй статьи 100 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" могут рассматриваться как подтверждающие применение обжалуемых положений при разрешении конкретного дела заявительницы.
Таким образом, жалоба гражданки С.Р.Изамбаевой подведомственна Конституционному суду Республики Татарстан, исходит от надлежащего заявителя, соответствует критериям ее допустимости, установленным статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", и не содержит каких-либо оснований для отказа в принятии ее к рассмотрению Конституционным судом Республики Татарстан.
3. Гражданка С.Р.Изамбаева ходатайствует об уменьшении размера государственной пошлины или отсрочке ее уплаты, поскольку, как указано в жалобе, заявительница находится в тяжелом материальном положении.
Согласно статье 42 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" при обращении в Конституционный суд Республики Татарстан государственная пошлина взимается в порядке, установленном федеральным законодательством. Из содержания пункта 1 статьи 64, пункта 3 статьи 333.23 и статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что Конституционный суд Республики Татарстан, исходя из имущественного положения гражданки С.Р.Изамбаевой и с учетом заявленного ходатайства, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делу, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату на срок, не превышающий один год.
В связи с этим Конституционный суд Республики Татарстан считает возможным удовлетворить ходатайство заявительницы и уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, и установить ее в размере 50 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь частью пятой статьи 3, пунктом 1 части второй статьи 39, статьей 42, частями первой и второй статьи 45, частью первой статьи 51, частью пятой статьи 66, статьями 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Принять к рассмотрению жалобу гражданки С.Р.Изамбаевой на нарушение ее конституционных прав и свобод отдельными положениями абзаца второго пункта "д", абзацами пятнадцатым и двадцатым пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
2. Удовлетворить ходатайство гражданки С.Р.Изамбаевой в части уменьшения размера государственной пошлины, подлежащей уплате, и установить ее в размере 50 рублей.
3. О принятом решении уведомить стороны - гражданку С.Р.Изамбаеву и Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Назначить судьей-докладчиком по данному делу судью Конституционного суда Республики Татарстан Л.В.Кузьмину.
5. Дату рассмотрения настоящего дела Конституционным судом Республики Татарстан установить в порядке очередности слушания дел в заседаниях Конституционного суда Республики Татарстан.


------------------------------------------------------------------