Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 13.06.2013 N 4-О "О принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р.М.Нуриева на нарушение его конституционных прав и свобод абзацем пятым пункта 2 и пунктом 13 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках "



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. № 4-О

О ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
Р.М.НУРИЕВА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
АБЗАЦЕМ ПЯТЫМ ПУНКТА 2 И ПУНКТОМ 13 ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН,
РАБОТАЮЩИМ И ПРОЖИВАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, РАБОЧИХ
ПОСЕЛКАХ (ПОСЕЛКАХ ГОРОДСКОГО ТИПА), ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ
И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА
МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 7 ИЮНЯ 2005 ГОДА № 251
(В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 12 МАРТА 2013 ГОДА № 157)

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.Р.Шакараева, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина Р.М.Нуриева,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Р.М.Нуриев с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод абзацем пятым пункта 2 и пунктом 13 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2005 года № 251 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2013 года № 157). Указанный Порядок определяет механизм предоставления мер социальной поддержки в виде субсидий-льгот в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года № 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг". Обжалуемый заявителем абзац пятый пункта 2 данного Порядка предусматривает, что субсидии-льготы предоставляются врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, а также вышедшим на пенсию работникам, если они проработали в медицинских учреждениях, учреждениях социального обслуживания, расположенных в сельской местности, не менее 10 лет и проживают там. Согласно оспариваемому пункту 13 этого же Порядка специалисту, имеющему право на получение мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.
Из содержания жалобы следует, что с 1983 года по 2008 год гражданин Р.М.Нуриев работал врачом в сельской местности. В 2008 году он был уволен из отдела филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан) в городе Набережные Челны" в Муслюмовском районе по сокращению штата. По мнению заявителя, он как вышедший на пенсию работник, более 10 лет проработавший в медицинском учреждении, расположенном в сельской местности, должен получать меры социальной поддержки в виде субсидий-льгот на оплату освещения и отопления, установленные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года № 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг". Однако в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан заявителю разъяснили, что указанные меры социальной поддержки ему не могут быть предоставлены, поскольку он являлся работником федерального, а не республиканского государственного учреждения. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839. При этом данное постановление Правительства Российской Федерации не предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, вышедшим на пенсию.
В дополнениях к жалобе гражданин Р.М.Нуриев указывает, что оспариваемый им Порядок не разделяет получателей мер социальной поддержки на работников федеральных и республиканских органов здравоохранения, и поэтому, как считает заявитель, должен распространяться на всех без исключения медицинских работников, проживающих в сельской местности. Однако правоприменительная практика исходит из того, что согласно абзацу пятому пункта 2 данного Порядка получателями указанных субсидий-льгот могут быть врачи и медицинские работники, являющиеся (являвшиеся) работниками организаций здравоохранения, находящихся только в республиканском ведении. На этом основании, по мнению заявителя, правовые положения абзаца пятого пункта 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2005 года № 251, не соответствуют Конституции Республики Татарстан.
Заявитель также указывает, что ему отказывают в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для медицинских работников, проживающих в сельской местности, поскольку он с 2005 года как пенсионер получает ежемесячную денежную выплату на проезд, а согласно пункту 13 оспариваемого Порядка специалисту, имеющему право на получение мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан. Гражданин Р.М.Нуриев отмечает, что ограничение обжалуемым Положением его права на получение субсидий-льгот на оплату освещения и отопления является незаконным, так как он не входит в установленный статьями 4 - 7 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Перечень граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются только по одному из оснований по выбору гражданина. Кроме этого, он полагает, что оспариваемое Положение содержит неопределенность в его понимании, поскольку в нем нет Перечня категорий граждан, подлежащих адресной социальной защите.
На основании изложенного заявитель считает, что абзац пятый пункта 2 и пункт 13 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2005 года № 251 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2013 года № 157), нарушают его конституционные права и свободы, установленные статьями 2, 13, 54 (часть первая), 58 Конституции Республики Татарстан, предусматривающими, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Татарстан; Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; перечисление в Конституции Республики Татарстан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
2. Согласно статье 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан и части пятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления. В силу этого Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2005 года № 251 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2013 года № 157), соответствует категории нормативных правовых актов, подведомственных Конституционному суду Республики Татарстан, и оспариваемые заявителем правовые положения абзаца пятого пункта 2 и пункта 13 данного Порядка могут быть рассмотрены на предмет их соответствия Конституции Республики Татарстан.
В соответствии с частью первой статьи 100 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, права и свободы которых нарушены законом Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, органов местного самоуправления, и их объединения.
При этом статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" установлено, что жалоба на нарушение законом Республики Татарстан или иным нормативным правовым актом конституционных прав и свобод допустима, если закон или иной нормативный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон или иной нормативный правовой акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе. В этой связи приложенные к жалобе копия обращения гражданина Р.М.Нуриева к Премьер-министру Республики Татарстан и копии полученных ответов на его обращения из Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 25 апреля 2013 года № 20-20/Н-43-ю/1884 и Исполнительного комитета Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан от 22 апреля 2013 года № 429 согласно части второй статьи 100 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" могут рассматриваться как подтверждающие применение обжалуемых положений при разрешении конкретного дела заявителя.
Таким образом, жалоба гражданина Р.М.Нуриева подведомственна Конституционному суду Республики Татарстан, исходит от надлежащего заявителя, соответствует критериям ее допустимости, установленным статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", и не содержит каких-либо оснований для отказа в принятии ее к рассмотрению Конституционным судом Республики Татарстан.
3. При подаче жалобы в Конституционный суд Республики Татарстан гражданином Р.М.Нуриевым заявлено ходатайство об уменьшении и отсрочке уплаты государственной пошлины ввиду сложного материального положения, поскольку заявитель является пенсионером.
В соответствии со статьей 42 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" при обращении в Конституционный суд Республики Татарстан государственная пошлина взимается в порядке, установленном федеральным законодательством. Из содержания пункта 1 статьи 64, пункта 3 статьи 333.23 и статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что Конституционный суд Республики Татарстан, исходя из имущественного положения гражданина Р.М.Нуриева и с учетом заявленного ходатайства, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делу, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату на срок, не превышающий один год.
В связи с этим Конституционный суд Республики Татарстан считает возможным удовлетворить ходатайство заявителя в части уменьшения размера государственной пошлины, подлежащей уплате по его жалобе, и установить ее в размере 50 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь частью пятой статьи 3, пунктом 1 части второй статьи 39, статьей 42, частями первой и второй статьи 45, частью первой статьи 51, частью пятой статьи 66, статьями 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Принять к рассмотрению жалобу гражданина Р.М.Нуриева на нарушение его конституционных прав и свобод абзацем пятым пункта 2 и пунктом 13 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2005 года № 251 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2013 года № 157).
2. Удовлетворить ходатайство гражданина Р.М.Нуриева в части уменьшения размера государственной пошлины, подлежащей уплате по его жалобе, и установить ее в размере 50 рублей.
3. О принятом решении уведомить стороны - заявителя Р.М.Нуриева и Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Назначить судьей-докладчиком по данному делу судью Конституционного суда Республики Татарстан А.Р.Шакараева.
5. Дату рассмотрения настоящего дела Конституционным судом Республики Татарстан установить в порядке очередности слушания дел в заседаниях Конституционного суда Республики Татарстан.


------------------------------------------------------------------