Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 28.05.2013 N 3-22/13 <О признании недействующими отдельных положений Административного регламента предоставления государственной услуги по рассмотрению обращений граждан Главным управлением ветеринарии КМ РТ, утвержденного приказом Главного управления ветеринарии КМ РТ от 26.09.2012 N 338-п>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. № 3-22/13

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гафарова Р.Ф.,
при секретаре Шараповой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими отдельных положений Административного регламента предоставления государственной услуги по рассмотрению обращений граждан Главным управлением ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, утвержденного приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2012 г. № 338-п,

установил:

заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 2.9 и абзаца 7 пункта 3.10.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по рассмотрению обращений граждан Главным управлением ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, утвержденного приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2012 года № 338-п (далее - Административный регламент).
В обоснование требования прокурор указал, что в пункте 2.9 раздела 2 Административного регламента содержится перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Между тем статья 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не предусматривает случаи приостановления либо отказа рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг. Подпунктом 2 пункта 7 вышеназванной статьи предусмотрен лишь отказ в удовлетворении такой жалобы.
Кроме того, в нарушение части 3 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина, в абзаце 7 пункта 3.10.2 Административного регламента закреплено, что результатом процедуры осуществления личного приема граждан является регистрация содержания устного обращения в электронном документообороте.
В судебном заседании представитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора - Нафиков И.И. поддержал требования.
Представитель Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан - Исмагилов А.А. с требованиями согласился, при этом пояснил, что приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 мая 2013 г. № 156-п приказ от 26 сентября 2012 г. № 338-п признан утратившим силу. В настоящее время приказ от 17 мая 2013 г. № 156-п направлен в Министерство юстиции Республики Татарстан на государственную регистрацию.
Выслушав пояснения представителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора, представителя Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
26 сентября 2012 г. приказом № 338-п Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по рассмотрению обращений граждан Главным управлением ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан.
Текст оспариваемого приказа официально опубликован в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 30 ноября 2012 г., № 88, ст. 2955.
Административный регламент согласно пункту 2.9 раздела 2 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
К основаниям для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 2.9 Административного регламента относятся:
- в случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Не рассматриваются обращения, поступившие через Интернет-приемную, не имеющие электронных адресов, обращения, не содержащие указанных сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат.
- обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
- государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
- в случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
- в случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник Управления либо лицо, исполняющее его обязанности, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращения переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении гражданин, направивший обращение, уведомляется в трехдневный срок с момента регистрации обращения.

- в случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг установлен главой 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Пунктом 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210 установлено, что по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что федеральным законодательством, регулирующим правоотношения в данной сфере, не предусмотрено полномочие государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица отказывать в рассмотрении жалобы, либо приостанавливать рассмотрение жалобы на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг.
При таком положении пункт 2.9 Административного регламента противоречит федеральному законодательству.
Противоречит федеральному законодательству и абзац 7 пункта 3.10.2 Административного регламента, в соответствии с которым результатом процедуры осуществления личного приема граждан которого является регистрация содержания устного обращения в электронном документообороте.
Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки.
Ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, содержание устного сообщения гражданина должно не только регистрироваться в электронном документообороте, но и заносится в карточку личного приема.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.9, абзац 7 пункта 3.10.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по рассмотрению обращений граждан Главным управлением ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, утвержденного приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2012 г. № 338-п.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 2.9, абзац 7 пункта 3.10.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по рассмотрению обращений граждан Главным управлением ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, утвержденного приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2012 г. № 338-п.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 4 июля 2013 года.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ


------------------------------------------------------------------