Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 17.05.2013 N 3-17/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2012 года N 1121 "О переводе земельного участка из одной категории в другую в Альметьевском муниципальном районе">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2013 г. № 3-17/2013

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Замалетдинове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан об оспаривании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2012 года № 1121 "О переводе земельного участка из одной категории в другую в Альметьевском муниципальном районе",

установил:

постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2012 года № 1121 "О переводе земельного участка из одной категории в другую в Альметьевском муниципальном районе" (далее - Постановление) земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 3,2676 гектара в Альметьевском муниципальном районе с кадастровым номером 16:07:31 00 01:3760, находящийся в государственной собственности, в границах согласно кадастровому паспорту переведен в категорию земель промышленности и иного специального назначения в целях размещения полигона твердых бытовых отходов и подъездного пути к нему.
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании Постановления недействующим, поскольку к ходатайству о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую не приложено заключение государственной экологической экспертизы, а срок действия ранее выданного заключения по рабочему проекту "Корректировка рабочего проекта "Полигон твердых бытовых отходов Русский Акташ Альметьевского района Республики Татарстан" от 2 февраля 1999 года истек 2 февраля 2002 года. Отсутствие такого заключения является нарушением требований пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Кроме того, прокурор указывает на отсутствие разрешений на создание полигона, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, что является нарушением пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также на отсутствие разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию строящегося полигона твердых бытовых отходов.
В судебном заседании представитель Прокурора Республики Татарстан Багаутдинов Р.Т. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям, просил признать Постановление недействующим с момента принятия и не подлежащим применению.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Воронина Е.А. с заявлением прокурора не согласилась, изложив свою позицию в письменных возражениях. В судебном заседании пояснила, что объектом государственной экологической экспертизы является проектная документация полигона твердых бытовых отходов, что необходимо для строительства объекта, но не для перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Выслушав пояснения представителей прокурора и Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2012 года № 1121 "О переводе земельного участка из одной категории в другую в Альметьевском муниципальном районе" (далее - Постановление) принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство (инженерные сети)" о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 3,2676 гектара в Альметьевском муниципальном районе с кадастровым номером 16:07:31 00 01:3760, находящегося в государственной собственности, в границах согласно кадастровому паспорту в категорию земель промышленности и иного специального назначения в целях размещения полигона твердых бытовых отходов и подъездного пути к нему.
Пунктом 2 Постановления филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан предложено в установленном порядке внести соответствующие изменения в документы государственного кадастра недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановление официально опубликовано в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 11 января 2013 года № 3.
Прокурор Республики Татарстан считает Постановление незаконным, поскольку к ходатайству о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую не приложено заключение государственной экологической экспертизы, отсутствуют разрешения на создание полигона, выдаваемые федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, а также разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов.
Проверяя законность оспариваемого акта, суд исходит из того, что пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к которым, в частности, относится Кабинет Министров Республики Татарстан.
Процедура перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую установлена Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон).
Так, статьей 2 Федерального закона определен состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство, в котором указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок (часть 3 статьи 2 Федерального закона).
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (часть 4 статьи 2 Федерального закона).
Перечень документов, прилагаемых к ходатайству, также определен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 октября 2006 года № 523 "Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов".
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Этой же статьей установлены порядок и сроки рассмотрения ходатайств, а также содержание акта о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
По смыслу вышеприведенных норм перечень оснований для отказа в рассмотрении ходатайства, отказа в переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую является исчерпывающим.
Как видно из материалов дела, 12 ноября 2012 года в Кабинет Министров Республики Татарстан обратилось муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство (инженерные сети)" с ходатайством о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 3,2676 гектара с кадастровым номером 16:07:31 00 01:3760, находящегося в государственной собственности и в аренде у открытого акционерного общества им. Н.Е.Токарликова, в категорию земель промышленности для строительства полигона твердых бытовых отходов и подъездного пути к нему.
Данное ходатайство содержит сведения, предусмотренные частью 3 статьи 2 Федерального закона, и соответствует форме, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 октября 2006 года № 523.
К ходатайству приложены: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, договор аренды земельных участков, заключенный между Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района и открытым акционерным обществом им. Н.Е.Токарликова, согласие открытого акционерного общества им. Н.Е.Токарликова на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, планово-картографический материал, постановления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района о предварительном согласовании места размещения объекта и акт выбора земельного участка, письма о согласовании перевода Министерством культуры Республики Татарстан, Территориальным агентством Федерального агентства по недропользованию по Республике Татарстан, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
Как следует из пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона, пункта 4 Состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 октября 2006 года № 523, заключение государственной экологической экспертизы прилагается к ходатайству не во всех случаях, а лишь тогда, когда ее проведение предусмотрено федеральными законами.
Прокурор указывает, что проведение государственной экологической экспертизы в данном случае обусловлено требованиями части 7.2 и 8 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Однако содержанием этих норм опровергается возможность их применения к оспариваемому Постановлению.
Статьей 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Частями 7.2 и 8 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в качестве объектов государственной экологической экспертизы предусмотрены проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов, объект государственной экологической экспертизы, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.
Таким образом, государственной экологической экспертизе подлежат документы, обосновывающие планируемую хозяйственную деятельность, в данном случае - проектная документация полигона твердых бытовых отходов, что является одним из условий для строительства такого объекта. В то же время необходимости проведения такой экспертизы в отношении перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли промышленности в данных положениях не устанавливается.
Доводы об отсутствии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации (п. 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"), разрешений на создание полигона твердых бытовых отходов, выдаваемых в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов (статьи 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации) затрагивают вопрос о законности осуществления строительства полигона твердых бытовых отходов.
Вместе с тем оспариваемым постановлением не регламентируются вопросы строительства полигона, а осуществляется перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Поскольку Федеральный закон не предусматривает обязанности исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при переводе исследовать проектную документацию объекта, планируемого к размещению на земельном участке на предмет соответствия требованиям в области охраны окружающей среды, оснований для отказа в рассмотрении ходатайства по причине непредставления заключения государственной экологической экспертизы у Кабинета Министров Республики Татарстан не имелось.
При рассмотрении ходатайства не было установлено фактов, влекущих в силу статьи 4 Федерального закона недопустимость перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую, следовательно, отсутствовали и основания для отказа в переводе земельного участка в категорию земель промышленности.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление было принято в пределах полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан, при соблюдении установленной законом процедуры, и содержит сведения, предусмотренные частью 5 статьи 3 Федерального закона. Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемого Постановления федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заявление прокурора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2012 года № 1121 "О переводе земельного участка из одной категории в другую в Альметьевском муниципальном районе" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
М.М.САЛЬНИКОВА


------------------------------------------------------------------