Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Верховного суда Республики Татарстан от 16.05.2013 N 33-5523/2013 <Об отказе в удовлетворении апелляционного представления прокурора города Казани И.С.Нафикова и апелляционной жалобы А.М.Андреева, Е.К.Трутневой на решение Вахитовского районного суда города Казани от 4 марта 2013 года>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. № 33-5523/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р.Мочаловой,
судей В.А.Терехина, Э.Р.Сайдашевой,
при секретаре Р.Ф.Абрарове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р.Мочаловой гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Казани И.С.Нафикова и апелляционной жалобе А.М.Андреева, Е.К.Трутневой на решение Вахитовского районного суда города Казани от 4 марта 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления прокурора города Казани об оспаривании пункта 4 (в части) приложения № 1 и пункта 4 (в части) приложения № 2 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 декабря 2012 года № 9709 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Казани на 2013 год" отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, заслушав объяснения А.М.Андреева и его представителя В.В.Волкова, Е.К.Трутневой в поддержку апелляционной жалобы, прокурора Т.З.Диярова в поддержку апелляционного представления, представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Р.Н.Сафина, возражавшего против удовлетворения апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании пункта 4 (в части) приложения № 1 и пункта 4 (в части) приложения № 2 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 декабря 2012 года № 9709 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Казани на 2013 год".
В обоснование требований указал, что данным постановлением утверждены размер и структура платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Оспариваемыми подпунктами постановления установлены тарифы на вывоз твердых бытовых отходов. Указанные тарифы утверждены на первый второй квартал 2013 года и включены в услугу по уборке, содержанию (санитарно-гигиеническая очистка) помещений общего пользования, а также земельного участка, входящих в состав общего имущества.
Прокурор полагал, что эти подпункты постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 декабря 2012 года № 9709 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Казани на 2013 год" противоречат требованиям действующего законодательства, поскольку Исполнительный комитет муниципального образования города Казани не должен устанавливать тариф на вывоз твердых бытовых отходов. Для осуществления услуг по вывозу твердых бытовых отходов должен быть заключен отдельный договор между перевозчиком и собственниками помещений.
В ходе судебного разбирательства прокурор также просил признать незаконной разбивку на подпункты с 1 по 6 пункта 4 приложений № 1 и 2 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 декабря 2012 года № 9709 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Казани на 2013 год".
В судебном заседании представитель прокурора требования поддержал.
Представители заинтересованных лиц Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" с заявлением не согласились.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении заявления.
В апелляционном представлении прокурор города Казани ставит вопрос об отмене решения, указывая, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Приводит те же доводы, что и приводил в обоснование заявленных требований.
В апелляционной жалобе А.М.Андреев и Е.К.Трутнева просят решение суда отменить. Выражают свое несогласие с правом установления муниципальным органом тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, также на размер данного тарифа. Полагают, что суд не принял никакой доказательственной базы и не исследовал вопрос правомерности принятия оспариваемого нормативного правового акта, его опубликования в установленном законом порядке.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно пункту 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что 27 декабря 2012 года Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани принято постановление № 9709 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Казани на 2013 год".
Текст постановления официально опубликован в "Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани" № 50 от 28 декабря 2012 года.
В приложениях № 1 и № 2 к данному постановлению установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Подпунктами 5 в пунктах 4 приложений № 1 и № 2 утвержден платеж за вывоз твердых бытовых отходов, взимаемый с квадратного метра общей площади жилого помещения в месяц, в размере 2,26 рублей (приложение № 1) и 2,65 рубля (приложение № 2).
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 которых содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно пункту 28 приведенных Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома и т.п.), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Из статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, включая оплату за сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Никаких обстоятельств того, что оспариваемые подпункты положения нормативно-правового акта противоречат другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не установлено.
Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 марта 2009 года № 6177-АД/14, на которое ссылается прокурор в обоснование заявленных требований, суд не может принять во внимание.
Вышеприведенными положениями статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, закреплено, что до принятия соответствующих решений общим собранием жилого дома подлежат применению тарифы, установленные органом местного самоуправления на соответствующий период.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2011 года № 357-О-О разъяснил, что наделение местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления не могут являться основаниями к отмене судебного решения в силу вышеизложенного. Эксплуатация и оборудование объектов, используемых для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), заключается в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 4 марта 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Казани И.С.Нафикова и апелляционную жалобу А.М.Андреева, Е.К.Трутневой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.

Председательствующий
Ю.Р.МОЧАЛОВА

Судьи
В.А.ТЕРЕХИН
Э.Р.САЙДАШЕВА


------------------------------------------------------------------