Письмо Минобрнауки РТ от 03.10.2013 N 13707/13 "О направлении Рекомендаций по вопросам организации и проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПИСЬМО
от 3 октября 2013 г. № 13707/13
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ЦЕЛЬЮ
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЗАНИМАЕМЫМ ДОЛЖНОСТЯМ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В целях обеспечения прав педагогических работников, аттестующихся с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, Министерство образования и науки Республики Татарстан (далее - Министерство) направляет Рекомендации по вопросам организации и проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (прилагается).
Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН
Приложение
к письму Министерства
образования и науки
Республики Татарстан
от 3 октября 2013 г. № 13707/13
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
СООТВЕТСТВИЯ ЗАНИМАЕМЫМ ДОЛЖНОСТЯМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом, так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и результатов профессиональной деятельности работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Задачи и принципы аттестации педагогических работников определены Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 (далее - Порядок аттестации).
Основными задачами аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- повышение эффективности и качества педагогического труда;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям осуществляется аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - образовательное учреждение).
Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
Работа аттестационной комиссии образовательного учреждения - это серьезный участок методической службы учреждения. Поэтому желательно, чтобы этот участок работы возглавлял заместитель руководителя, владеющий нормативно-правовой документацией по всем вопросам организации образовательного процесса, пользующийся заслуженным авторитетом коллег.
В целях соблюдения процедуры и порядка аттестации, управления качеством образования через процесс аттестации руководителям образовательных организаций, лицам, назначенным приказами руководителей образовательных организаций, ответственными за вопросы организации и проведения аттестации, необходимо спланировать и осуществить следующие мероприятия:
1. Составить единый перспективный план аттестации и повышения квалификации педагогических кадров, ознакомление педагогических работников с графиком под роспись.
№ п/п
Ф.И.О.
<*> Должность
Срок
Аттестационные (календарные годы)
аттестации окончания действия предыдущей аттестации
повышения квалификации
2011
2012
2013
2014
2015
2. Организовать и обеспечить работу с педагогическими работниками в межаттестационный период.
Аттестации педагогического работника предшествует экспертиза его профессиональной деятельности и ее результатов на основе оценки профессиональных знаний (квалификационных испытаний) и самооценка аттестующимся работником результатов личной профессиональной деятельности.
С этой целью необходимо в межаттестационный период осуществлять:
- плановое посещение урочных и внеурочных учебных, воспитательных и развивающих занятий аттестуемого работника с обучающимися (воспитанниками);
- анализ результатов профессиональной педагогической деятельности;
- анкетирование обучающихся (воспитанников), родителей обучающихся (воспитанников), коллег;
- оценку качества реализации предметов, курсов, должностных обязанностей через систему школьной оценки качества образования, мониторинг качества освоения обучающимися (воспитанниками) образовательных программ, мониторинг социализации обучающихся и воспитанников, промежуточную, итоговую и государственную итоговую аттестацию по итогам срезовых контрольных работ в период аттестации.
3. Подготовить представление на педагогического работника (в случае окончания срока действия предыдущей аттестации и отсутствия заявления на аттестацию с целью установления соответствия первой или высшей квалификационной категории).
В соответствии с Порядком аттестации представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций. Организация работы по оценке профессиональной деятельности педагогических работников в межаттестационный период обеспечит информацию для объективной, мотивированной и всесторонней оценки профессиональных качеств аттестующегося.
4. Ознакомить педагогического работника с представлением, с информацией о том, что педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя, под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации.
5. Организовать оформление стенда для педагогических работников образовательной организации.
На стенде разместить:
- Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209;
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", что 26 августа 2010 г. за № 761н данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638 и является обязательным для исполнения;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации по применению Порядка аттестации;
- Регламент исполнения Министерством государственной функции по организации проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность на территории республики, утвержденный приказом Министерства от 12.01.2012 № 104/12 "Об утверждении Регламента по проведению аттестации педагогических работников Республики Татарстан";
- приказ Министерства от 31 января 2013 г. № 284/13 "О проведении аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан в 2013 г.";
- приказ Министерства № 586/11 от 01.03.2011 "Об утверждении Регламента проведения квалификационных испытаний в письменной форме";
- приказ МОиН РТ № 3395/11 от 27 июня 2011 г. "Об утверждении Положения о формах и процедурах аттестации педагогических работников РТ";
- Положение об аттестационной комиссии образовательной организации;
- графики профессионального тестирования.
6. Согласовать с педагогическими работниками даты и формы квалификационного испытания.
7. Организовать профессиональное тестирование в присутствии комиссии. Для педагогов, преподающих общеобразовательные предметы направить в РЦМКО заявки по форме, установленной РЦМКО.
В соответствии с Порядком аттестации информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно (заполняется соответствующий раздел в аттестационном паспорте) доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала (квалификационного испытания).
8. Сформировать аттестационную комиссию образовательной организации до начала аттестационного года.
Аттестационная комиссия формируется из работников образовательной организации, представителей профсоюзной организации, методической службы организации. В ее состав могут включаться представители органов местного самоуправления, научных и других организаций.
9. Разработать и утвердить Положение об аттестационной комиссии образовательной организации (Примерное положение прилагается).
10. Осуществлять контроль делопроизводства по вопросам организации и проведения аттестации:
1) приказы об аттестации:
- об утверждении Положения об аттестационной комиссии образовательной организации;
- об утверждении состава аттестационной комиссии образовательной организации;
- о проведении аттестации педагогических работников (список подлежащих аттестации);
- об утверждении дат прохождения квалификационных испытаний (по согласованию с аттестующимся работником);
- об утверждении решений аттестационной комиссии образовательной организации;
2) журнал регистрации приема аттестационных материалов в аттестационную комиссию образовательной организации;
3) журнал выдачи аттестационных листов;
4) протоколы аттестационной комиссии образовательной организации.
11. Организовать оформление и выдачу аттестационных листов.
Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах (один - в личное дело, другой - на руки аттестованному под роспись). Форма листа утверждена Регламентом.
Приложение
к письму Министерства
от 3 октября 2013 г. № 13707/13
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Аттестационная комиссия организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - ОО), создается приказом руководителя ОО для организации и проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемых педагогических должностей (далее - Комиссия).
2. В своей работе Комиссия руководствуется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 (далее - Порядок аттестации), Уставом ОУ, настоящим Положением.
3. Целью деятельности Комиссии является реализация компетенций в области аттестации педагогических работников, предусмотренных Порядком аттестации.
4. Главными задачами Комиссии являются:
1) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
2) повышение эффективности и качества педагогического труда;
3) выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.
5. Принципами деятельности Комиссии являются:
1) гласность - возможность присутствовать на заседаниях Комиссии педагогических работников; принятие решения открытым голосованием, информирование по принятым решениям педагогического коллектива ОУ;
2) коллегиальность - участие в принятии решения всех членов Комиссии;
3) законность - принятие решения в соответствии с действующим законодательством.
II. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ
6. Комиссия создается сроком на 1 год. Персональный состав Комиссии утверждается приказом руководителя ОО.
7. Комиссия формируется из состава из работников ОО, представителей профсоюзной организации, методической службы ОО, представителей органов местного самоуправления, научных и других организаций. Состав Комиссии в течение аттестационного года не меняется.
8. Возглавляет работу Комиссии председатель. Председателем Комиссии является заместитель руководителя ОО.
9. Организацию работы Комиссии осуществляет секретарь Комиссии.
10. Деятельность Комиссии:
1) в Комиссии ведется необходимое делопроизводство (повестки заседаний, протоколы заседаний);
2) Комиссия обеспечивает:
- организацию методической и консультативной помощи педагогическим работникам;
- контроль соблюдения действующего законодательства в сфере аттестации процедуры аттестации;
- контроль соблюдения требований к оформлению пакета аттестационных материалов;
- подготовку и проведение аттестации педагогических работников, аттестующихся с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
III. ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМИССИИ
11. Комиссия заседает в соответствии с планом работы, утвержденным приказом руководителя ОО. На каждом заседании Комиссии ведется протокол заседания Комиссии.
12. На рассмотрение в Комиссию представляются следующие документы:
- представление на педагогического работника;
- аттестационный паспорт, где указаны результаты профессионального тестирования.
Дополнительно, по желанию аттестующегося, в Комиссию могут быть представлены материалы, свидетельствующие об уровне его квалификации и профессионализме.
13. Председатель Комиссии (заместитель председателя Комиссии):
- утверждает повестку заседания;
- определяет регламент работы Комиссии;
- ведет заседания Комиссии;
- принимает, в особых случаях, решения: об определении индивидуального порядка прохождения аттестации; об отклонении рассмотрения аттестационных материалов.
14. Секретарь Комиссии:
- принимает документы на аттестацию в установленном настоящим Положением порядке;
- составляет проект графика индивидуального прохождения аттестации и согласовывает его с аттестационной комиссией Министерства;
- ведет журналы регистрации принятых на рассмотрение Комиссии аттестационных материалов, учета и выдачи аттестационных листов;
- готовит проект приказа по результатам работы Комиссии;
- информирует заявителей о принятом решении в течение двух дней со дня принятия решения;
- оформляет аттестационный паспорт аттестующихся работников в соответствии с решением Комиссии;
- ведет аттестационные дела педагогических работников ОО в межаттестационный период;
- приглашает на заседание членов Комиссии;
- ведет протоколы заседаний Комиссии.
Протокол заседания Комиссии с принятым решением подписывают председатель, ответственный секретарь Комиссии.
15. Члены Комиссии осуществляют экспертизу аттестационных материалов, представленных в Комиссию для подтверждения квалификации по занимаемой должности.
16. При принятии решения Комиссия руководствуется представленными аттестационными материалами аттестуемого, результатами квалификационных испытаний (профессионального тестирования).
17. Решение комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов. Решение считается правомочным, если на заседании присутствовало не менее 2/3 состава Комиссии.
IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОМИССИИ
18. Комиссия имеет право:
- в необходимых случаях требовать дополнительной информации в пределах компетенции;
- проводить собеседование с аттестующимися работниками.
19. Комиссия обязана:
- принимать решение в соответствии с действующим законодательством;
- информировать о принятом решении;
- осуществлять контроль за исполнением принятых Комиссией решений и рекомендаций по результатам аттестации.
V. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ
20. Члены Комиссии имеют право:
- вносить предложения на заседании Комиссии по рассматриваемым вопросам;
- высказывать особое мнение в случае несогласия с принимаемым решением и фиксировать его в протоколе заседания Комиссии;
- участвовать в обсуждении вопросов, предусмотренных повесткой Комиссии;
- принимать участие в подготовке решений Комиссии.
21. Члены Комиссии обязаны:
- присутствовать на всех заседаниях Комиссии;
- осуществлять свою деятельность в соответствии с принципами работы Комиссии;
- использовать служебную информацию только в установленном порядке.
22. Члены Комиссии несут ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей. В случае неисполнения своих обязанностей член Комиссии может быть исключен из состава Комиссии на основании ее решения, принятого большинством голосов.
------------------------------------------------------------------