Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 21.08.2013 N 3-25/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Казанский экологический комплекс" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. № 3-25/2013

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Замалетдинове А.А.,
с участием прокурора Надыршиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Казанский экологический комплекс" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами ... и ...,

установил:

постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" (далее - Постановление) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Закрытое акционерное общество "Казанский экологический комплекс" обратилось в суд с заявлением о признании Постановления недействующим в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами ... и ..., на которых расположены принадлежащие заявителю полигон твердых бытовых отходов и мусоросортировочная станция.
В обоснование заявления указано, что данные земельные участки ранее входили в границы Высокогорского и Пестречинского муниципальных районов Республики Татарстан и относились к землям промышленности. Законом Республики Татарстан от 28 декабря 2007 года № 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан" они включены в состав территории муниципального образования города Казани.
По мнению заявителя, утверждение оспариваемым Постановлением результатов государственной кадастровой оценки этих земельных участков в составе земель населенных пунктов не соответствует Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральному закону от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которые запрещают захоронение отходов в границах населенных пунктов и размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Заявитель также указывает на противоречие Постановления нормам, определяющим порядок изменения категорий земельных участков и порядок изменения границ населенных пунктов, а именно: при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов Республики Татарстан не были соблюдены процедуры, предусмотренные статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О порядке перевода земель или земельных участков из одной категории в другую", статьей 10 Земельного кодекса Республики Татарстан, статьей 13 Закона Республики Татарстан от 7 декабря 2005 года № 116-ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан".
В заявлении также приводятся доводы о том, что оспариваемое Постановление не прошло процедуру обязательной государственной регистрации, установленную Указом Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года № УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан".
В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества "Казанский экологический комплекс" ФИО4 поддержал заявление по изложенным в нем основаниям, также указал на несоблюдение порядка введения оспариваемого нормативного правового акта в действие, так как он опубликован не в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", а в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан ФИО5 с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что оспариваемое Постановление не затрагивает вопросов изменения категории земель и в связи с этим не может быть признано противоречащим нормам законодательства, на которые указывает заявитель.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ФИО6 возражала против удовлетворения заявления, указывая на отсутствие нарушений прав заявителя, так как решениями арбитражных судов признаны недействительными договор аренды земельного участка с кадастровым номером ..., а также инвестиционный контракт строительства комплекса по обращению твердых бытовых отходов, включающего в себя земельный участок с кадастровым номером ....
Выслушав объяснения представителя закрытого акционерного общества "Казанский экологический комплекс", представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, заключение прокурора, полагавшего заявленное требование необоснованным, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункт 2 Правил).
В силу пункта 4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 10 Правил установлено, что утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Оспариваемым Постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, в частности, кадастровая стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером ... установлена в размере <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером ... - в размере <данные изъяты> рублей.
Постановление опубликовано в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 2 февраля 2011 года № 5.
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Постановления результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан опубликованы на сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан www.rosreestr.ru и на сайте Электронного правительства Республики Татарстан www.prav.tatar.ru.
С учетом объема утвержденной информации правила обнародования нормативного правового акта (введения его в действие) в данном случае следует считать соблюденными, поскольку всем лицам, чьи права затрагиваются оспариваемым актом, предоставлена в доступной форме возможность ознакомления с его содержанием, что установлено вступившими в законную силу судебными постановлениями (решение Верховного суда Республики Татарстан от 1 сентября 2011 года, определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2011 года).
В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 2 августа 2013 года ... содержатся сведения о регистрации ограничения (обременения) права на спорные земельные участки в виде аренды в пользу закрытого акционерного общества "Казанский экологический комплекс", таким образом, Постановление в оспариваемой части затрагивает права данного юридического лица.
По мнению заявителя, результаты государственной кадастровой оценки данных земельных участков утверждены Кабинетом Министров Республики Татарстан в отсутствие правовых оснований для признания их землями населенных пунктов, так как не были проведены предусмотренные законом процедуры изменения категории земель и земельных участков и изменения границ населенного пункта.
Проверяя законность оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов является изменение границы населенного пункта.
По общему правилу, предусмотренному подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии со статьями 24 и 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения (городского округа), схема территориального планирования муниципального района утверждаются представительными органами соответствующих муниципальных образований.
Статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" также предусмотрен действовавший до 31 декабря 2012 года специальный порядок включения земельных участков в границы населенных пунктов, исключения земельных участков из границ населенных пунктов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из письма Казанской городской Думы от 15 июля 2013 года № 2137, земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... включены в границы населенного пункта города Казани путем утверждения Генерального плана города Казани решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года № 23-26. Данное решение опубликовано 29 декабря 2007 года в газете "Казанские ведомости" № 272 и в соответствии с пунктом 3.2 решения вступило в силу с 1 января 2008 года.
Таким образом, категория указанных земельных участков изменена в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, и на момент принятия Постановления они относились к землям населенных пунктов, что свидетельствует о наличии правовых оснований для утверждения результатов их государственной кадастровой оценки в составе земель населенного пункта города Казани.
Поскольку оспариваемым Постановлением не устанавливаются и не изменяются границы населенного пункта города Казани, не изменяется категория земель, доводы заявления о противоречии оспариваемого акта требованиям статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О порядке перевода земель или земельных участков из одной категории в другую", статьи 10 Земельного кодекса Республики Татарстан, статьи 13 Закона Республики Татарстан от 7 декабря 2005 года № 116-ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан" подлежат отклонению.
Довод о противоречии Постановления нормам федерального законодательства, запрещающим захоронение отходов в границах населенных пунктов и размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, также не может быть принят во внимание, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт, юридически закрепляя результаты государственной кадастровой оценки земельных участков для целей налогообложения и определения арендной платы, не регламентирует вопросы осуществления хозяйственной деятельности по размещению отходов.
Суд также не усматривает нарушений порядка введения в действие (в том числе опубликования) оспариваемого Постановления, на которые указывает заявитель, при этом суд исходит из регулирующих данный порядок норм законодательства Республики Татарстан.

В частности, пунктами 5 и 6 статьи 28 Закона Республики Татарстан от 8 апреля 2005 года № 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" установлено, что постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию. Порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу актов Кабинета Министров Республики Татарстан определяется законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
"Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" указан в пункте 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 сентября 2002 года № 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан" как источник официального опубликования, что опровергает доводы заявителя о нарушении порядка опубликования оспариваемого акта.
Отсутствие государственной регистрации Постановления в Министерстве юстиции Республики Татарстан не может служить основанием для признания его недействующим, поскольку такая процедура не предусмотрена законодательством Республики Татарстан в качестве обязательного условия введения в действие актов Кабинета Министров Республики Татарстан.
Так, по смыслу статей 28 и 43 Закона Республики Татарстан от 8 апреля 2005 года № 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" законодатель, установив различное правовое регулирование в отношении актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти, не включает Кабинет Министров Республики Татарстан в понятие "республиканские органы исполнительной власти".
Пунктом 2 Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года № УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" Кабинету Министров Республики Татарстан, министерствам и ведомствам Республики Татарстан, иным органам исполнительной власти Республики Татарстан предписано направлять в Министерство юстиции Республики Татарстан копии правовых актов, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.
Однако пунктом 4 Указа необходимость государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Татарстан установлена лишь в отношении нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов и иных республиканских органов исполнительной власти, что не позволяет распространить данное требование на акты Кабинета Министров Республики Татарстан.
Таким образом, судом не установлено противоречия оспариваемой части Постановления федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем предусмотренных статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявления закрытого акционерного общества "Казанский экологический комплекс" не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Казанский экологический комплекс" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
М.М.САЛЬНИКОВА


------------------------------------------------------------------