Постановление КМ РТ от 06.09.2013 N 641 "Об утверждении Порядка организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения на территории Республики Татарстан"
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2013 г. № 641
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ОКРУГОВ САНИТАРНОЙ
И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В соответствии со статьей 159 Экологического кодекса Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения на территории Республики Татарстан.
2. Определить Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения на территории Республики Татарстан.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
Утвержден
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 6 сентября 2013 г. № 641
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ОКРУГОВ САНИТАРНОЙ И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО
И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральными законами от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Экологическим кодексом Республики Татарстан и определяет правила организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты регионального и местного значения в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан являются особо охраняемыми природными территориями. В целях обеспечения режима охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающие сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
3. Округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам.
4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если в лечебно-оздоровительных местностях и курортах регионального и местного значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных).
5. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
лечебный климат;
акватории озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
6. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
7. Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.
8. На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
9. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.
Округ горно-санитарной охраны может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта регионального и местного значения, курортного региона (района).
В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.
10. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных форм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.
11. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог;
размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;
строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;
размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
массовый прогон и выпас скота;
использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта регионального и местного значения.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.
Границы второй зоны устанавливаются:
для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;
для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;
для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
12. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений (за исключением объектов и сооружений, действующих на момент утверждения границ округа), а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
13. Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения производится организациями по заданиям уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения на территории Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган), по согласованию с органами исполнительной власти Республики Татарстан в области здравоохранения, охраны окружающей среды, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения - также с органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
15. Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования территорий, утвержденными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
16. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с органами исполнительной власти Республики Татарстан в области здравоохранения, охраны окружающей среды.
В состав проектных материалов об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, представляемых в Кабинет Министров Республики Татарстан, входят:
ходатайство органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого предполагается создание округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения;
проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан об образовании, установлении границ и утверждении Положения об округе санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта регионального и местного значения, согласованный с собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, находящихся в границах образуемого округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта регионального и местного значения;
научное обоснование особой природоохранной, научной, рекреационной, оздоровительной или иной ценности территории (акватории), рекомендуемой для присвоения правового статуса округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта;
обоснование площади и границ проектируемого округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта с краткой характеристикой земель (акваторий), предлагаемых к включению в его состав;
картографический материал, согласованный с районным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
17. Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляется не позднее чем через шесть месяцев после принятия решения об организации округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны регионального и местного значения, производится соответственно уполномоченным органом и органами местного самоуправления через средства массовой информации.
18. Обеспечение установленного режима округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения осуществляют:
в первой зоне - пользователи природных лечебных ресурсов;
во второй и третьей зонах - пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
19. Ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной и горно-санитарной охраны, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной и горно-санитарной охраны.
20. Государственный надзор в области обеспечения санитарной и горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченный орган при осуществлении регионального государственного экологического надзора и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
------------------------------------------------------------------