Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление КМ РТ от 05.03.2013 N 147 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Татарстан в 2013 году и на период до 2020 года"



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. № 147

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления КМ РТ от 30.04.2013 № 299)

В целях реализации Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на модернизацию региональной системы общего образования и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 32-р "Об утверждении субсидий федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на модернизацию региональной системы общего образования на 2013 год" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации общего образования Республики Татарстан в 2013 году и на период до 2020 года (далее - Комплекс мер).
2. Определить Министерство образования и науки Республики Татарстан основным исполнителем Комплекса мер.
3. Министерству образования и науки Республики Татарстан в 14-дневный срок по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Татарстан разработать и утвердить в установленном порядке перечень мероприятий по реализации в образовательных учреждениях Республики Татарстан Комплекса мер.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ





Утвержден
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 5 марта 2013 г. № 147

КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления КМ РТ от 30.04.2013 № 299)

Раздел I. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСОВ МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2011 - 2012 ГОДАХ

В результате реализации проекта модернизации общего образования в Республике Татарстан на конец 2011 года были достигнуты следующие значения показателей результативности предоставления федеральной субсидии на модернизацию региональных систем общего образования:

Таблица 1

ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
СУБСИДИИ РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА КОНЕЦ 2011 ГОДА


№ Наименование показателя результативности Значение показателя
п/п предоставления субсидии результативности
предоставления
субсидии

план факт

1 2 3 4

1. Соотношение среднемесячной заработной платы 96,43 109
учителей в субъекте Российской Федерации за IV
квартал 2011 года и среднемесячной, по данным
Федеральной службы государственной статистики,
заработной платы работников в целом по
экономике субъекта Российской Федерации за I
квартал 2011 года (процентов)

2. Доля школьников, обучающихся по ФГОС <1>, в 12,67 12,67
общей численности школьников (процентов)

2.1. Начальное общее образование (процентов) 32,99 32,99

2.2. Основное общее образование (процентов) 0 0

2.3. Среднее (полное) общее образование (процентов) 0 0

3. Доля учителей, получивших в установленном 18 20
порядке первую, высшую квалификационную
категорию и подтверждение соответствия
занимаемой должности, в общей численности
учителей (процентов)

4. Доля учителей и руководителей 23,2 23,2
общеобразовательных учреждений, прошедших
повышение квалификации и профессиональную
переподготовку для работы в соответствии с
ФГОС, в общей численности учителей (процентов)

5. Доля общеобразовательных учреждений, 3 4,2
осуществляющих дистанционное обучение
обучающихся, в общей численности
общеобразовательных учреждений (процентов)

6. Динамика снижения потребления по всем видам положи- положи-
топливно-энергетических ресурсов тельная тельная


--------------------------------
<1> ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.

В результате реализации проекта модернизации общего образования в Республике Татарстан на конец 2012 года были достигнуты следующие значения показателей результативности предоставления субсидии Республике Татарстан:

Таблица 2

ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
СУБСИДИИ РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА КОНЕЦ 2012 ГОДА


№ Наименование показателя результативности Значение показателя
п/п предоставления субсидии результативности
предоставления
субсидии

план факт

1 2 3 4

1. Соотношение среднемесячной заработной платы 100 108
учителей в субъекте Российской Федерации за IV
квартал текущего года и среднемесячной, по
данным Федеральной службы государственной
статистики, заработной платы работников в целом
по экономике субъекта Российской Федерации в
прошлом году (процентов)

2. Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей 22,6 22,7
численности школьников (процентов)

2.1. Начальное общее образование (процентов) 55,8 56,5

2.2. Основное общее образование (процентов) 0,5 1

2.3. Среднее (полное) общее образование (процентов) 0 0

3. Доля учителей, получивших в установленном 20 20
порядке первую и высшую квалификационные
категории и подтверждение соответствия
занимаемой должности, в общей численности
учителей (процентов)

4. Доля учителей и руководителей 9,4 9,4
общеобразовательных учреждений, прошедших
повышение квалификации и (или) профессиональную
переподготовку для работы в соответствии с
ФГОС, в общей численности руководителей и
учителей общеобразовательных учреждений
(процентов)

5. Доля общеобразовательных учреждений, 6 6
осуществляющих дистанционное обучение
обучающихся, в общей численности
общеобразовательных учреждений (процентов)

6. Динамика снижения потребления по всем видам положи- положи-
топливно-энергетических ресурсов тельная тельная


При подготовке ежеквартального отчета по Комплексу мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан на 2012 год прогнозировалось, что значение показателя 1 за IV квартал 2012 года составит 108 процентов. Фактическое значение данного показателя за IV квартал 2012 года составило 111,6 процента. Средняя заработная плата учителей в октябре 2012 года составила 20 013,0 рубля (100 процентов от средней заработной платы в Республике Татарстан за 2011 год - 20 009,0 рубля), в ноябре - 22 088,0 рубля (110,4 процента), в декабре - 24 889,0 рубля (124,4 процента). В целом за IV квартал 2012 года среднемесячная заработная плата учителей общеобразовательных учреждений составила 22 330,0 рубля, что соответствует 111,6 процента от среднемесячной заработной платы по экономике Республики Татарстан за 2011 год.
Превышение значения показателей 2.1 и 2.2 на 0,7 процента и 0,5 процента соответственно связано со следующим. В 2012/2013 учебном году 83 193 учащихся начальной школы (это все первые, вторые и часть третьих классов) обучаются по ФГОС НОО <2>, что составляет 56,5 процента от общей численности обучающихся в начальной школе. С 1 сентября 2012 года введение ФГОС ООО <3> осуществляется в опережающем режиме в 21 школе. По ФГОС ООО обучаются 1 830 учащихся пятых классов (или 1 процент от общей численности обучающихся в основной школе).
--------------------------------
<2> НОО - начальное общее образование;
<3> ООО - основное общее образование.

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ДОСТИГНУТЫЕ ЗА СЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2011 - 2012 ГОДАХ

Наиважнейшим результатом реализации проекта модернизации является увеличение заработной платы педагогов. В IV квартале 2012 года размер среднемесячной заработной платы учителей в Республике Татарстан был приравнен к средней заработной плате по экономике региона и составил 22 330,0 рубля. Существенно увеличивает среднюю заработную плату педагогов оказание грантовой поддержки учителям, которое осуществляется в республике с 2011 года (гранты "Наш новый учитель", "Наш лучший учитель", "Учитель-исследователь", "Лучший педагог в области ИКТ <4>", "Наш лучший директор школы").
--------------------------------
<4> ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.

Третий год в республике осуществляется переход на новые образовательные стандарты согласно перспективному плану перехода на ФГОС общего образования Республики Татарстан:


Перспективный план перехода на ФГОС общего образования Республики Татарстан

Учебный ФГОС НОО ФГОС ООО ФГОС С(П)ОО <5>
год
коли- коли- коли- коли- коли- коли- коли- коли- коли-
чество чество чество чество чество чество чество чество чество
обра- уча- клас- обра- уча- клас- обра- уча- клас-
зова- щихся сов зова- щихся сов зова- щихся сов
тельных тельных тельных
учреж- учреж- учреж-
дений дений дений

2012/2013 1536 83193 5251 21 1830 65 0 0 0

2013/2014 1536 95346 6172 79 6137 245 0 0 0

2014/2015 1550 155481 7775 270 18258 746 0 0 0

2015/2016 X X X 1339 55431 2978 0 0 0

2016/2017 X X X 1299 89539 4853 0 0 0

2017/2018 X X X 1303 121761 6646 29 1730 68

2018/2019 X X X 1303 151032 8288 84 4990 208

2019/2020 X X X 1304 178887 9854 301 13153 588

2020/2021 X X X 1304 185150 10303 1140 42375 2346


--------------------------------
<5> С(П)ОО - среднее (полное) общее образование.

Поэтапному переходу на ФГОС способствовало проведение очередной аттестации 7 000 учителей школ и повышение квалификации 3 500 учителей и руководителей школ для работы в соответствии с новыми требованиями.
Для развития мероприятий по оценке качества знаний учащихся большую роль сыграли мониторинговые исследования обучающихся 4, 6, 8, 10 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан. В этом направлении республикой достигнуты положительные результаты, которые могут быть распространены в других субъектах Российской Федерации. Целью исследований является экспертиза уровня подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Мониторинг необходим также для внедрения в республике системы аттестации учителей, основанной на учете достижений их учеников. Для проведения мониторинговых исследований специалистами ФГАОУ ВПО <6> "Казанский (Приволжский) федеральный университет" разработаны контрольные измерительные материалы с учетом вариативности образовательных программ и используемых в образовательной практике учебников. Исследования в онлайн-режиме проведены в 2012 году для обучающихся 4 классов по математике, русскому и татарскому языкам, для учащихся 6 классов - по 8 предметам: английскому, русскому, татарскому языкам, математике, истории, биологии, информатике, географии (в 2011 году - по 5 предметам), для учащихся 8 классов - по 13 предметам: английскому, немецкому, русскому, татарскому языкам, математике, истории, биологии, информатике, географии, физике, химии, обществознанию, литературе (в 2011 году - по 6 предметам), для учащихся 10 классов - по 14 предметам: английскому, немецкому, французскому, русскому, татарскому языкам, математике, истории, биологии, информатике, географии, физике, химии, обществознанию, литературе (в 2011 году - по 6 предметам). По результатам мониторинговых исследований составлен рейтинг муниципальных образований и образовательных учреждений Республики Татарстан.
--------------------------------
<6> ФГАОУ ВПО - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Важным условием перехода на ФГОС является обновление материально-технической базы образовательных учреждений. В 2012 году в республике стартовала программа капитального ремонта школ, срок эксплуатации которых превысил 30 лет. В перечне около 800 школ, из которых 170 отремонтированы, в том числе 79 за счет средств МРСО <7>, остальные школы - за счет средств бюджета Республики Татарстан.
--------------------------------
<7> МРСО - модернизация региональных систем общего образования.

Благодаря проекту модернизации в 2011 году каждый учитель получил в пользование ноутбук, что стало основой для реализации дистанционного обучения в республике и позволило в 2012 году обеспечить доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет по волоконно-оптическим линиям связи 22 процентов школ, 75 процентов учащихся; оснастить лицензионным программным продуктом 100 процентов школ; организовать дистанционное обучение по профильным предметам на базе 54 школ - центров компетенции. Перечисленные мероприятия позволяют региону удерживать устойчивые лидерские позиции в этом вопросе наряду с Пермским и Хабаровским краем. Помимо этого, оснащение школ и педагогов современным компьютерным оборудованием позволило реализовать проект "Английский язык для Республики Татарстан", в рамках которого 3 400 учителей-предметников (включая учителей английского языка) повысили свою лингвистическую компетентность благодаря совместному дистанционному проекту с компанией "EF-education" <8>.
--------------------------------
<8> EF-education - Education First.

Значимыми оказались меры по применению энергосберегающих технологий в школе. Благодаря проекту проведено энергетическое обследование ряда общеобразовательных учреждений; 86 процентов подведомственных учреждений оснащены приборами учета и регулирования потребления теплоэнергетических ресурсов; проведена подготовка и переподготовка 102 ответственных за энергосбережение сотрудников из 96 учреждений. Реализация этих мероприятий позволила обеспечить положительную динамику снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.
В 2012 году финансирование мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан осуществлялось по следующим направлениям:

Таблица 3

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСА
МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2012 ГОДУ

(тыс. рублей)

№ Наименование Объемы финансирования
п/п мероприятия
всего в том числе

федеральный бюджет бюджет Республики Татарстан
(субсидия)
всего региональный бюджет местные внебюд-
бюджеты жетные
источники

план факт план факт план факт план факт план факт план факт

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

1. Приобретение 698 101,4 696 036,5 698 101,4 696 036,5 0 0 0 0 0 0 0 0
оборудования:

1.1. Учебно- 322 800,0 322 745,9 322 800,0 322 745,9 0 0 0 0 0 0 0 0
лабораторное

1.2. Учебно- 40 000,0 39 868,2 40 000,0 39 868,2 0 0 0 0 0 0 0 0
производ-
ственное

1.3. Спортивное 25 000,0 24 971,8 25 000,0 24 971,8 0 0 0 0 0 0 0 0
оборудование
для общеобра-
зовательных
учреждений

1.4. Спортивный 25 000,5 24 784,4 25 000,5 24 784,4 0 0 0 0 0 0 0 0
инвентарь для
общеобра-
зовательных
учреждений

1.5. Компьютерное 206 000,0 205 993,3 206 000,0 205 993,3 0 0 0 0 0 0 0 0
оборудование

1.6. Оборудование 32 000,0 31 998,8 32 000,0 31 998,8 0 0 0 0 0 0 0 0
для организации
медицинского
обслуживания
обучающихся

1.7. Оборудование 37 800,9 36 368,3 37 800,9 36 368,3 0 0 0 0 0 0 0 0
для школьных
столовых

1.8. Оборудование 9 500,0 9 305,8 9 500,0 9 305,8 0 0 0 0 0 0 0 0
для проведения
государственной
(итоговой)
аттестации
обучающихся

2. Приобретение 25 000,0 24 610,6 25 000,0 24 610,6 0 0 0 0 0 0 0 0
транспортных
средств для
перевозки
обучающихся

3. Пополнение 66 234,6 66 234,5 66 234,6 66 234,5 0 0 0 0 0 0 0 0
фондов школьных
библиотек

4. Развитие 10 500,0 10 500,0 10 500,0 10 500,0 0 0 0 0 0 0 0 0
школьной
инфраструктуры
(текущий ремонт
с целью
обеспечения
выполнения
требований к
санитарно-
бытовым
условиям и
охране здоровья
обучающихся, а
также с целью
подготовки
помещений для
установки
оборудования)

5. Повышение 7 100,0 7 100,0 7 100,0 7 100,0 0 0 0 0 0 0 0 0
квалификации,
профес-
сиональная
переподготовка
руководителей
общеобра-
зовательных
учреждений и
учителей

6. Модернизация 7 000,0 7 000,0 7 000,0 7 000,0 0 0 0 0 0 0 0 0
общеобра-
зовательных
учреждений
путем
организации в
них
дистанционного
обучения для
обучающихся, в
том числе:

6.1. Увеличение 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
пропускной
способности и
оплата
Интернет-
трафика

6.2. Обновление 7 000,0 7 000,0 7 000,0 7 000,0 0 0 0 0 0 0 0 0
программного
обеспечения и
приобретение
электронных
образовательных
ресурсов

7. Осуществление 20 000,0 19 983,8 20 000,0 19 983,8 0 0 0 0 0 0 0 0
мер,
направленных на
энерго-
сбережение в
системе общего
образования

8. Проведение 914 031,4 911 015,2 275 000,0 271 983,8 639 031,4 639 031,4 639 031,4 639 031,4 0 0 0 0
капитального
ремонта зданий
общеобра-
зовательных
учреждений

Итого 1 747967,4 1 742480,6 1 108936,0 1 103449,2 639 031,4 639 031,4 639 031,4 639 031,4 0 0 0 0


СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2012 ГОДУ

В рамках реализации проекта МРСО в 2012 году была принята и утверждена программа мониторинга социальных эффектов модернизации системы общего образования в Республике Татарстан (приказ МОиН РТ <9> от 27.08.2012 № 4719/12). На основании данной программы государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" в октябре 2012 года в онлайн-режиме были проведены социологические опросы учащихся и их родителей о качестве предоставляемых государственных услуг в области образования, которое оценивалось по 10-балльной шкале.
--------------------------------
<9> МОиН РТ - Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Результаты показали, что респонденты близки в своих оценках качества образовательных услуг в школе. Потребительская оценка учащихся качества образовательных услуг составила в целом 7,14 балла; родителей - 7,38 балла. Наибольшую удовлетворенность они выразили в оценке материально-технического обеспечения учебного процесса (7,96 балла), обеспечения личной безопасности (7,56 балла) и учебной литературой (7,55 балла); наименьшую удовлетворенность вызвали у респондентов организация горячего питания (6,97 балла), соблюдение санитарно-гигиенических условий (6,86 балла) и медицинское обслуживание (6,55 балла). Ответы респондентов стали основой для проектного распределения средств финансирования проекта в 2013 году из федерального бюджета, а в 2014 - 2017 годах - из бюджета Республики Татарстан на оснащение современным оборудованием для школьных столовых и медицинских кабинетов, а также на обеспечение образовательных учреждений теплыми санитарными узлами.
Около 73 процентов учащихся и родителей в целом удовлетворены состоянием качества предоставляемых образовательных услуг, тем не менее остается частичная неудовлетворенность рядом услуг. Родители и учащиеся школ с углубленным изучением предметов предъявляют к уровню образовательных услуг повышенные требования, полагая, что качество преподавания в этих школах должно быть существенно выше. Такое мнение обучающихся и их родителей стало объектом пристального внимания и глубокого анализа работы образовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий.
Ряд вопросов исследования был связан с изменением отношения учительства к профессии педагога. При проведении опроса 57,5 процента учителей высказали удовлетворенность своей профессией, а 34,8 процента согласились с утверждением, что "в основном профессия нравится, но не совсем удовлетворяет". Данные опроса зафиксировали рост количества позитивных и уменьшение количества негативных оценок, связанных с престижностью профессии учителя в республике (по сравнению с 2010 годом):

ОЦЕНКА ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ

(процентов)

Уровень оценки 2010 год 2012 год

Высокий 1,3 22,2

Средний 21,8 39,1

Низкий 47,3 31,5

Крайне низкий 29,6 7,2

Итого 100 100


Раздел II. МЕРЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2013 ГОДУ

Результативность МРСО в 2013 году обеспечат следующие меры.
1. С 1 декабря 2012 года средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан доведена до прогнозируемого уровня средней заработной платы работников по Республике Татарстан за 2012 год - 23 300,0 рубля и по итогам декабря 2012 года составила 24 245,6 рубля.
Для этого в Положение об условиях оплаты труда работников профессиональных квалификационных групп должностей работников образования государственных учреждений Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.08.2010 № 678 "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений Республики Татарстан", были внесены следующие изменения:
дополнительная надбавка за квалификационную категорию по аналогии с учителями распространена на все должности педагогических работников школ, имеющих первую, вторую и высшую квалификационную категории;
увеличен размер надбавки за качество работы от фонда оплаты труда основного персонала учреждения по основному месту работы по должностным окладам (окладам, ставкам заработной платы);
введена дополнительная надбавка за специфику работы педагогических работников в общеобразовательных учреждениях.
В 2013 году запланировано повышение оплаты труда педагогических работников, позволяющее сохранить размер средней заработной платы на уровне прогнозируемой средней заработной платы в Республике Татарстан в размере 26 100 рублей.
Кроме того, согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.11.2011 № 944 "О представлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан для выплаты стимулирующей надбавки педагогическим работникам учреждений общего образования - получателям грантов "Наш новый учитель", "Наш лучший учитель", "Наш лучший директор школы", педагогическим работникам учреждений общего образования - получателям грантов "Наш новый учитель" будет выплачиваться ежемесячная фиксированная надбавка к основной заработной плате в размере 8 625 тыс. рублей, "Наш лучший учитель" - ежемесячная фиксированная надбавка к основной заработной плате в размере 6 740 тыс. рублей. Получателям гранта "Наш лучший директор школы" будет выплачена единовременная выплата в размере 56 260 рублей.
2. В настоящее время разработаны и утверждены ФГОС НОО, ООО, С(П)ОО. В основе их создания лежит системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуется как стандартизация, так и вариативность образования.
В 2012/2013 учебном году во всех 1 - 3 классах 213 "пилотных" школ общеобразовательных учреждений введен ФГОС НОО. С 1 сентября 2012 года 21 пилотное общеобразовательное учреждение республики обучает по ФГОС ООО в 5-х классах 1830 обучающихся. В 2013/2014 учебном году планируется, что по ФГОС начального общего образования будут обучаться 95 346 учащихся 1 - 4 классов.
Обеспечение введения ФГОС НОО предусматривает обеспечение оснащенности учебным оборудованием кабинетов начальных классов в базовых школах. В 2012 году начальная школа пополнилась 154 современными кабинетами. Ожидаемая динамика роста оснащенности учебным оборудованием и спортивным инвентарем базовых и полнокомплектных школ с 2011 по 2015 годы представлена в следующей таблице:

ДИНАМИКА ОСНАЩЕННОСТИ УЧЕБНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
И СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ БАЗОВЫХ
И ПОЛНОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ С 2011 ПО 2015 ГОДЫ

(процентов)

Наименование показателя Год реализации проекта

2011-й 2012-й 2013-й 2014-й 2015-й

Оснащенность учебным оборудованием 45 55 60 65 70
кабинетов начальных классов в базовых
школах

Оснащенность спортивным инвентарем 50 68 86 100 -
базовых и полнокомплектных школ


На закупку учебников из федерального бюджета для реализации ФГОС в 2013 году запланировано 109 550 тыс. рублей, в том числе для учащихся 3-х классов (31 800 человек) по 9 предметам в количестве 286 200 экземпляров учебников на общую сумму 84 105,8 тыс. рублей, для учащихся 4-х классов (7 900 человек) по 9 предметам в количестве 71 100 экземпляров учебников на общую сумму 19 060,0 тыс. рублей, для учащихся 6-х классов (2 150 человек) по 9 предметам в количестве 19 350 экземпляров учебников на общую сумму 6 385,0 тыс. рублей. Это позволит к концу 2013 года достичь 100-процентной обеспеченности учебниками нового поколения всех учащихся 1 - 3 классов и учащихся 4 - 6 классов, реализующих ФГОС в опережающем режиме, 100-процентной обеспеченности учебниками, реализующими федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, учащихся 4, 5 - 9 и 10 - 11 классов. К 2021 году все учащиеся 1 - 11 классов будут на 100 процентов обеспечены учебниками по ФГОС.
В 2013 году планируется закупка школьных автобусов на замену устаревших транспортных средств в количестве 50 единиц (за счет средств Стратегии <10>), что позволит повысить качество перевозок 1 530 учащихся. Кроме этого, будет закуплено 35 транспортных средств для открытия новых школьных маршрутов, что дополнительно обеспечит доступность качественного образования 1 050 учащимся в сельских школах. Таким образом, к концу 2013 года доля охваченных подвозом детей в сельской местности составит 65 процентов. 35 процентов учащихся в настоящее время также обеспечены подвозом, так как автобусы в муниципалитетах выполняют по 2 рейса.
--------------------------------
<10> Стратегия - Стратегия развития образования Республики Татарстан "Килэчэк" - "Будущее" на 2010 - 2015 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1174.

Для обеспечения учащихся горячим питанием в 2013 году будет закуплено современное технологическое оборудование для школьных столовых на сумму 60 млн. рублей. Это позволит расширить ассортимент блюд школьного рациона и обеспечить 95-процентную оснащенность оборудованием школьных столовых в среднем по республике, а к 2020 году довести этот показатель до 100 процентов.
В 2013 году 175 школ из 769 нуждающихся в проведении водоснабжения и канализации планируется обустроить за счет настоящего Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Татарстан, а 45 школ - за счет программы капитального ремонта общеобразовательных учреждений, финансируемой из бюджета Республики Татарстан, 320 школ планируется оснастить за счет дополнительных средств бюджета Республики Татарстан. Следовательно, в 2013 году потребность в оснащении образовательных учреждений теплыми санузлами будет удовлетворена на 70 процентов. Оставшиеся 30 процентов школ (229 учреждений) планируется оснастить в 2014 году.
3. В Республике Татарстан будет продолжена модернизация аттестационных процедур. В 2013 году планируется проведение аттестации для получения квалификационных категорий (первой или высшей) для 4 893 учителей школ, у которых срок действия имеющихся квалификационных категорий, присвоенных в 2009 году, истекает в январе 2014 года. Министерство образования и науки Республики Татарстан планирует внедрить в систему аттестации педагогов новую форму тестирования педагогов на соответствие занимаемой должности, которая позволит пройти аттестационные процедуры в удобной для учителя форме и в удобное для него время.
4. В 2013 году планируется продолжить повышение квалификации руководителей, учителей-предметников по актуальным вопросам ФГОС, что позволит организовать учебный процесс в соответствии с новыми требованиями. Количество обученных руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений республики увеличилось на 3 процента от общей численности.
5. В республике реализуются проекты по созданию современной инфраструктуры информатизации образования. С 2010 года в общеобразовательные учреждения поставлено 16 739 стационарных компьютеров для учащихся, 212 мобильных компьютерных классов для начального звена, а также более 42 тысяч ноутбуков для педагогических работников. В течение 2011 года в предметных кабинетах школ установлено 3 302 интерактивных и 3 850 проекционных комплектов.
В 2012 году в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан дополнительно для предметных кабинетов школ приобретено 308 интерактивных и 2 153 проекционных комплекта, благодаря чему доля оснащенных мультимедийным оборудованием кабинетов составила 52 процента. На начало 2012/2013 учебного года в ИС <11> "Электронное образование в Республике Татарстан" зарегистрировано более 50 тысяч педагогических работников, 370 тысяч учащихся и 330 тысяч родителей. Для родителей предусмотрена бесплатная услуга SMS-рассылки успеваемости учащихся. В целях дальнейшего развития ИКТ-инфраструктуры школ республики в 2013 году планируется продолжить работу по оснащению компьютерным оборудованием начального звена школ для реализации федерального государственного образовательного стандарта; замене вышедших из строя компьютеров и ноутбуков и предоставлению доступа к дистанционным образовательным ресурсам некоммерческого партнерства "Телешкола".
--------------------------------
<11> ИС - информационная система.

Большую роль в республике играют меры, направленные на развитие дистанционного образования детей-инвалидов. Прежде всего, это обеспечение в 2013 году не менее 37 детей данной категории комплектами специализированного компьютерного оборудования в составе: компьютер, набор периферийного оборудования с учетом заболеваний детей, цифровое оборудование для проведения исследований, лабораторных и практических работ, программное обеспечение.
Организация дистанционного обучения всех детей-инвалидов, получивших специализированную технику как в рамках настоящего Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан, так и в рамках приоритетного национального проекта "Образование" будет осуществляться с использованием системы дистанционного образования, предоставляемого некоммерческим партнерством "Телешкола". Обеспечение доступом к информационно-коммуникационной сети Интернет, техническое обслуживание оборудования, обучение учителей и родителей будет осуществляться за счет средств бюджета Республики Татарстан в рамках Стратегии.
6. Приказом МОиН РТ от 14.10.2010 № 3612/10 утверждена программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных учреждениях образования Министерства образования и науки Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы". Проводится постепенный перевод общеобразовательных учреждений на энергосберегающее оборудование, которое позволяет получить экономию средств, расходуемых на энергоресурсы.
Перечисленные мероприятия позволят достичь планируемых значений показателей результативности предоставления субсидии Республике Татарстан в 2013 году, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
СУБСИДИИ РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА КОНЕЦ 2013 ГОДА


№ Наименование показателя результативности Значение
п/п предоставления субсидии показателя
результативности
предоставления
субсидии на
конец 2013 года

1. Соотношение средней заработной платы 100
педагогических работников общеобразовательных
учреждений в субъекте Российской Федерации и
средней заработной платы в субъекте Российской
Федерации, по данным Федеральной службы
государственной статистики (процентов)
(п. 1 в ред. Постановления КМ РТ от 30.04.2013 № 299)

2. Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей 32,5
численности школьников (процентов)

2.1. Начальное общее образование (процентов) 77,8

2.2. Основное общее образование (процентов) 2,5

2.3. Среднее (полное) общее образование (процентов) 0

3. Доля педагогических работников, получивших в 60
установленном порядке первую и высшую
квалификационные категории и подтверждение
соответствия занимаемой должности, в общей
численности педагогических работников (процентов)

4. Доля руководителей и педагогических работников 12,3
общеобразовательных учреждений, прошедших
повышение квалификации и (или) профессиональную
переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в
общей численности руководителей и педагогических
работников общеобразовательных учреждений
(процентов)

5. Доля общеобразовательных учреждений, 10
осуществляющих дистанционное обучение обучающихся,
в общей численности общеобразовательных учреждений
(процентов)

6. Динамика снижения потребления по всем видам положительная
топливно-энергетических ресурсов


Для достижения планируемых в 2013 году значений показателей результативности предоставления субсидии, представленных в таблице 4, были сформированы следующие подходы при распределении объемов финансирования мероприятий настоящего Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Татарстан в 2013 году. В основе распределения лежит перспективный план перехода на ФГОС общего образования Республики Татарстан, в соответствии с которым определяется необходимое количество и стоимостное выражение требуемого оборудования для образовательных учреждений (учебного, учебно-производственного, компьютерного, для школьных столовых и т.д.), транспортных средств, учебников и человекокурсов в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и учителей общеобразовательных учреждений. С 2012 года на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.03.2012 № 404-р реализуется программа капитального ремонта школ, срок эксплуатации которых превышает 30 лет. На сегодняшний день по программе отремонтировано 170 школ, еще 169 школ запланировано на 2013 год (включая 7 коррекционных школ). Таким образом, к 2020 году все нуждающиеся в капитальном ремонте школы будут отремонтированы. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" затраты на содержание муниципальных общеобразовательных учреждений (включая текущий ремонт) берут на себя муниципальные бюджеты, ежегодно выделяющие на данную статью до 150 - 180 миллионов.
В связи с вышесказанным распределение объемов финансирования мероприятий настоящего Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Татарстан в 2013 году выглядит следующим образом:

Таблица 5

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСА МЕР
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В 2013 ГОДУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


№ Наименование Объемы финансирования, тыс. рублей
п/п мероприятия
всего в том числе

феде- бюджет Республики Татарстан
ральный
бюджет всего регио- местные внебюд-
нальный бюджеты жетные
бюджет источ-
ники

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Приобретение 320 367,6 320 367,6 0 0 0 0
оборудования:

1.1. Учебно- 101 531,1 101 531,1 0 0 0 0
лабораторное

1.2. Учебно- 53 400,0 53 400,0 0 0 0 0
производ-
ственное

1.3. Спортивное 9 700,0 9 700,0 0 0 0 0
оборудование
для общеобра-
зовательных
учреждений

1.4. Спортивный 9 740,0 9 740,0 0 0 0 0
инвентарь для
общеобра-
зовательных
учреждений

1.5. Компьютерное 66 000,0 66 000,0 0 0 0 0
оборудование

1.6. Оборудование 9 996,5 9 996,5 0 0 0 0
для организации
медицинского
обслуживания
обучающихся

1.7. Оборудование 60 000,0 60 000,0 0 0 0 0
для. школьных
столовых

1.8. Оборудование 10 000,0 10 000,0 0 0 0 0
для проведения
государственной
(итоговой)
аттестации
обучающихся

2. Приобретение 70 000,0 70 000,0 0 0 0 0
транспортных
средств для
перевозки
обучающихся

3. Пополнение 109 550,8 109 550,8 0 0 0 0
фондов школьных
библиотек

4. Развитие 0,0 0,0 0 0 0 0
школьной
инфраструктуры
(текущий ремонт
с целью.
обеспечения
выполнения
требований к
санитарно-
бытовым
условиям и
охране здоровья
обучающихся, а
также с целью
подготовки
помещений для
установки
оборудования)

5. Повышение 9 978,6 9 978,6 0 0 0 0
квалификации,
профес-
сиональная
переподготовка
руководителей
общеобра-
зовательных
учреждений и
педагогических
работников

6. Модернизация 15 000,0 15 000,0 0 0 0 0
общеобра-
зовательных
учреждений
путем
организации в
них
дистанционного
обучения для
обучающихся, в
том числе:

6.1. Увеличение 0,0 0,0 0 0 0 0
пропускной
способности и
оплата
Интернет-
трафика

6.2. Обновление 15 000,0 15 000,0 0 0 0 0
программного
обеспечения и
приобретение
электронных
образовательных
ресурсов

7. Осуществление 10 000,0 10 000,0 0 0 0 0
мер,
направленных на
энерго-
сбережение в
системе общего
образования

8. Проведение 557 252,0 175 000,0 382 252,0 382 252,0 0 0
капитального <*>
ремонта зданий
общеобра-
зовательных
учреждений
(п. 8 в ред. Постановления КМ РТ от 30.04.2013 № 299)

9. Проведение 0 0 0 0 0 0
реконструкции
зданий
общеобра-
зовательных
учреждений

ИТОГО 1 092 149,0 709 897,0 382 252,0 382 252,0 0 0

   --------------------------------                                           

<*> Средства включены в программу капитального ремонта школ Республики
Татарстан на 2013 год
(сноска введена Постановлением КМ РТ от 30.04.2013 № 299)


РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН СИСТЕМЫ НОРМАТИВНОГО
ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В Республике Татарстан с 2008 года общеобразовательные учреждения переведены на нормативный принцип финансирования расходов.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2007 № 721 "О введении нормативного финансирования общеобразовательных учреждений Республики Татарстан" утверждено Положение о порядке расчета нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан. Нормативы финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан определяются ежегодно Законом Республики Татарстан. На 2012 год нормативы утверждены Законом Республики Татарстан от 18 ноября 2011 года № 93-ЗРТ "Об утверждении нормативов финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан на 2012 год".
Нормативы финансового обеспечения реализации ФГОС общего образования обеспечивают государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).
Нормативы финансового обеспечения реализации государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан дифференцируются в зависимости от:
ступени обучения общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее);
направленности обучения (гуманитарный профиль, естественно-научный профиль, агротехнологический профиль, технический профиль, прочие профили);
территориальной дислокации общеобразовательного учреждения (городская и сельская местность);
типа учебного заведения (начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, гимназия, лицей);
вида реализуемых программ общего образования (для детей с отклонениями в развитии, индивидуальное обучение, экстернат).
Для малокомплектного общеобразовательного учреждения норматив финансовых затрат на реализацию основных общеобразовательных программ устанавливается в расчете на класс-комплект.
В Республике Татарстан в октябре 2012 года завершен переход учреждений образования на новую систему оплаты труда. Проведение указанных мероприятий позволило увеличить среднюю заработную плату работников образования на 16 процентов.
Оплата труда работников общеобразовательных учреждений регулируется Положением об условиях оплаты труда работников профессиональных квалификационных групп должностей работников образования государственных учреждений Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.08.2010 № 678 "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений Республики Татарстан".
Кроме того, в Республике Татарстан в целях реализации мероприятий Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2012 году проведено повышение оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений в 2 этапа:
с 01.10.2012 произведено повышение заработной платы учителей до средней заработной платы в Республике Татарстан, сложившейся по итогам 2011 года (20 009,0 рубля);
с 01.12.2012 проведено повышение оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений до прогнозируемого среднего уровня оплаты труда в Республике Татарстан в 2012 году - 23 300 рублей.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 принято распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.12.2012 № 2291-р, которым утверждена Динамика значений соотношения средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Татарстан со средней прогнозируемой заработной платой в Республике Татарстан в 2013 - 2018 годах.
Во исполнение вышеназванного распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан МОиН РТ разработан и утвержден План мероприятий по повышению заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений образования МОиН РТ на 2013 - 2018 годы (приказ МОиН РТ от 14.12.2012 № 6507/12).
План-график повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Республики Татарстан в 2013 году по кварталам приведен в приложении № 1 к настоящему Комплексу мер по модернизации общего образования Республики Татарстан в 2013 году.

МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В Республике Татарстан ведется системная работа по привлечению молодых специалистов и предоставлению им мер социальной поддержки.
Молодым специалистам выплачивается ежемесячная стимулирующая надбавка в размере 20 процентов должностного оклада в течение первых трех лет непрерывной работы в образовательных учреждениях.
В 2012 году 131 молодому специалисту, изъявившему желание работать в сельской местности, из средств местного бюджета были выплачены подъемные средства на общую сумму 985,0 тыс. рублей (в 2011 году 120 молодых специалистов получили подъемные средства на сумму 620,0 тыс. рублей).
В рамках Стратегии учрежден грант "Наш новый учитель" для привлечения в школу лучших выпускников ведущих, в том числе непедагогических, учреждений высшего профессионального образования, молодых аспирантов и кандидатов наук, имеющих способности к учительской профессии. В 2012 году в конкурсе на грант "Наш новый учитель" приняли участие более 1 150 человек (в 2011 году - 486), из них 200 победителей гранта (в 2011 году - 150) пришли на работу в школы. Победителям конкурса установлена ежемесячная доплата к заработной плате в размере 7 500 рублей в течение 36 месяцев, выданы персональный ноутбук и учебно-методическое электронное программное обеспечение, выделены 500 часов переподготовки/стажировки и укомплектованный предметный кабинет. В 2013 году планируется продолжение реализации данного проекта.
В 2012 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1177 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита" и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.07.2012 № 625 "Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат учителям в возрасте до 35 лет государственных образовательных учреждений Республики Татарстан и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих субсидирование первоначального взноса по договору социальной ипотеки в размере 10 процентов от стоимости нормативной площади жилого помещения, приобретаемого ими на условиях социальной ипотеки в Республике Татарстан" учителям в возрасте до 35 лет, состоящим на учете по социальной ипотеке и осуществившим выбор квартир в 2012 году, предоставлялась единовременная компенсационная выплата в размере 10 процентов от стоимости нормативной площади жилого помещения на субсидирование первоначального взноса. 127 учителей из 18 муниципальных районов Республики Татарстан и г. Казани стали получателями данной субсидии на общую сумму 22 245,356 тыс. рублей. В 2013 году также планируется предоставление учителям единовременных компенсационных выплат.

ПРОЕКТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В республике осуществляется целенаправленная подготовка обучающихся старших классов к будущей профессиональной деятельности на основе профильных учебных планов. Создан банк данных профильных школ, разработаны и утверждены базисный учебный план и примерные учебные планы для учащихся профильных классов по 15 направлениям.
В 2012/2013 учебном году профильным обучением охвачено 70,1 процента обучающихся 10 - 11 классов. Высокие показатели в Азнакаевском (100 процентов), Аксубаевском (99,4 процента), Актанышском (95,9 процента), Алексеевском (88,3 процента), Алькеевском (84 процента), Альметьевском (83,9 процента), Апастовском (81,8 процента), Арском (81,6 процента) муниципальных районах, низкие показатели в Ютазинском (9,7 процента), Чистопольском (13,9 процента), Черемшанском (15,8 процента), Тюлячинском (17 процентов), Тукаевском (18,2 процента), Тетюшском (20,6 процента), Спасском (21,1 процента), Сармановском (22,2 процента) муниципальных районах.
Наиболее востребованные профили: социально-экономический, физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный, физико-химический, филологический, информационно-технологический.
Широкий спектр направлений профильного обучения для старшеклассников (более 10) реализуется в гг. Казани, Набережные Челны, Бугульме, Мензелинске, в Балтасинском и Нурлатском муниципальных районах.
Значительное внимание уделяется развитию оборонно-спортивного, технологического и технического профилей.
В сельских районах (Агрызский, Бугульминский, Дрожжановский, Рыбно-Слободский, Арский, Мамадышский, Сабинский, Спасский) продолжена реализация программ агротехнологического профиля.
В системе профильного обучения Республики Татарстан функционируют различные организационные варианты сетевого взаимодействия: внутришкольные (внутри одной школы) и сетевые (когда обучение конкретного ученика выходит за рамки одной школы, ученик получает образование фактически в нескольких учебных заведениях).
Имеется опыт создания "горизонтального" сетевого взаимодействия профильного обучения (партнерами выступают учреждения общего образования). Организация базовых школ и ресурсных центров позволяет получать качественное профильное образование в сельской местности.
"Вертикальный" вариант сетевого взаимодействия (когда партнерами школ выступают учреждения дополнительного и профессионального образования, предприятия и организации экономической и социальной сфер) характерен для школ городов: гг. Казани, Набережные Челны, Бугульмы, Елабуги, Заинска, Чистополя, которые активно сотрудничают с учреждениями высшего профессионального образования: ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева <12>, Камской государственной инженерно-экономической академией. Преподаватели вузов занимаются со старшеклассниками исследовательской работой, для реализации профильного обучения используют свой библиотечный фонд, лабораторную базу.
--------------------------------

<12> КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева".

Взаимодействие общеобразовательных учреждений с территориальными управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан позволяет привлекать для педагогической работы в системе профильного обучения кадры из системы профессионального образования и успешно реализовывать программы оборонно-спортивного профиля, в том числе в кадетских образовательных учреждениях.
В городских и сельских базовых общеобразовательных школах создана система автоклассов, в которых учащиеся старших классов получают профессии водителей категории "В" и автослесарей.
Согласно устному поручению Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова от 13 октября 2012 года, поставлена задача выявления 100 - 150 школ, работающих по техническому профилю и подписавших партнерские соглашения о сотрудничестве с профильными предприятиями.
В этой связи прорабатываются следующие вопросы:
1. Разработка учебных планов с акцентом на технические и технологические профили, на подготовку рабочих кадров начального и среднего звена.
2. Целенаправленное включение в Стратегию мероприятий по оснащению школ технологическим оборудованием.
Приоритет будет отдан школам, эффективно реализующим данный профиль и имеющим трехстороннее соглашение с предприятием и учреждением СПО <13>, ВПО <14>.
--------------------------------
<13> СПО - среднее профессиональное образование;
<14> ВПО - высшее профессиональное образование.

3. В рамках Стратегии в 2013 году запланирована реализация грантовой программы по оснащению лабораторным оборудованием классов физики, химии, биологии, технологии школ, подписавших партнерские соглашения о сотрудничестве с профильными предприятиями. МОиН РТ разрабатываются критерии отбора для участия в гранте:
эффективность взаимодействия общеобразовательного учреждения с профессиональными сообществами;
процент поступления выпускников в профильные учреждения СПО и ВПО;
длительность реализации действующего проекта;
процентное соотношение учащихся, охваченных профильным обучением;
наличие авторских методических разработок и реализованных проектов по данному направлению.
Для обеспечения обучающихся учебной и учебно-методической литературой по ФГОС и федеральному компоненту в 2012 году из бюджета Республики Татарстан выделены финансовые средства в объеме 164 млн. рублей, за счет модернизации (бюджет Российской Федерации) - 66,23 млн. рублей. В 2012/2013 учебном году закуплено 907 546 экземпляров учебной литературы на русском и татарском языках, в том числе 569 370 экземпляров учебников на русском языке, из них 531 620 экземпляров по новым федеральным государственным образовательным стандартам для вторых, частично третьих и пятых классов, 46 942 экземпляра учебников федерального перечня на татарском языке. К началу учебного года издано 32 наименования (260 232 экземпляра) учебников по татарскому языку и литературе, в том числе 18 наименований по ФГОС. Для этнокультурных школ республики закуплено 8 142 экземпляра учебников по родным языкам. Кабинетом Министров Республики Татарстан из резервного фонда было дополнительно выделено 25 млн. рублей, на которые закуплены наиболее востребованные в образовательных учреждениях учебники федерального компонента для 7 - 9 классов в количестве 83 630 экземпляров по иностранным языкам, всеобщей истории, русской литературе, что позволило достичь 100-процентной обеспеченности по данным предметам.
Разработан вариативный учебно-методический комплект по татарскому языку и литературе для русскоязычных обучающихся первых классов "Кунелле татар теле" (авторы Р.З.Хайдарова, Н.Г.Галиева). В соответствии с требованиями ФГОС НОО для школ с родным (татарским) языком обучения разработан новый учебно-методический комплект "Элифба" (автор Р.Х.Ягафарова). В 2013 году будет продолжена разработка и издание новых линий учебников.
Помимо учебников для начальной школы, осуществлен перевод на татарский язык федеральных учебников по учебным предметам основной и средней школы.
В целях совершенствования качества изучения татарского языка и литературы МОиН РТ на 2012/2013 учебный год наряду с учебниками региональной компетенции приобретены авторские права на размещение на портале "Электронное образование" электронных версий для использования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан.
В рамках Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 11 октября 2004 года № 52-ЗРТ "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы", изданы лучшие произведения писателей-татар на русском языке в серии "Школьная библиотека":
"Гариф Ахунов", автор-составитель А.Н.Назипова;
"Ильдар Юзеев", автор-составитель А.Н.Назипова - Зиннатуллина;
"Хэзерге татар хикэялэре", автор-составитель Г.Р.Насибуллова.
В целях дальнейшего повышения качества обеспечения учебной литературой школ республики в 2013 году запланированы следующие мероприятия:
1. Закупка учебников для реализации ФГОС в начальном звене школ.
2. Закупка учебников федерального компонента для учащихся 7 - 11 классов.
3. Организация проведения экспертизы региональных учебников в экспертных организациях МОиН РФ <15>, РАО <16> и РАН <17>.
--------------------------------
<15> МОиН РФ - Министерство образования и науки Российской Федерации;
<16> РАО - Российская академия образования;
<17> РАН - Российская академия наук.

4. Совершенствование содержания и использования образовательными учреждениями информационной системы "Электронный фонд учебной литературы".
5. Создание регионального экспертного совета и организация его работы.
6. Пополнение фондов школьных библиотек художественной, отраслевой, энциклопедической литературой, словарями.
В республике реализуются проекты по созданию современной инфраструктуры информатизации образования. С 2010 года в общеобразовательные учреждения поставлено 16 739 стационарных компьютеров для учащихся, 401 (14 процентов по отношению к количеству средних и основных общеобразовательных школ республики) мобильный компьютерный класс для обеспечения условий внедрения ФГОС НОО, а также более 42 тыс. ноутбуков для педагогических работников. В предметных кабинетах школ установлено 3 610 интерактивных и 6 003 проекционных комплекта, из них 308 интерактивных и 2 153 проекционных комплекта закуплено в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан в 2011 - 2012 годах. Таким образом, доля оснащенных мультимедийным оборудованием предметных кабинетов составила 52 процента.
Все образовательные учреждения республики подключены к Государственной интегрированной системе телекоммуникаций Республики Татарстан, в рамках которой учреждениям предоставляется бесплатный доступ к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Доля школ, имеющих подключение по волоконно-оптическим линиям связи, составляет 27 процентов от их общего количества (всего таких школ 437). Во все школы, в которых работает 6 и более учителей, установлено более 9 100 беспроводных точек доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Wi-Fi).
Обеспечение школ стационарной компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием, предоставление всем учителям персональных ноутбуков, увеличение пропускной способности каналов связи позволило продолжить работу по развитию и использованию информационных систем в обучении и воспитании учащихся, в первую очередь информационной системы "Электронное образование в Республике Татарстан". Количество востребованных учителями республики ресурсов электронного издания "КМ Образование" <18> возросло в 10 раз. С 15 декабря 2012 года доступ к базе данных и медиатеки "КМ-Школа" <19> открыт для всех учителей и учащихся республики. Для всех школ открыт доступ к изданию "Школа цифрового века".
--------------------------------
<18> "КМ Образование" - "Кирилл и Мефодий Образование";
<19> "КМ-Школа" - информационный интегрированный продукт "Кирилл и Мефодий-Школа".

Дистанционные курсы, предоставляемые некоммерческим партнерством "Телешкола" с 1 по 11 класс по базовым и профильным общеобразовательным предметам, онлайн-симуляторы и тренажеры, в том числе при подготовке к ЕГЭ <20> и ГИА <21>, использовали:
--------------------------------
<20> ЕГЭ - единый государственный экзамен;
<21> ГИА - государственная итоговая аттестация.

в 2011 году - 286 школ, 7700 чел./курсов;
в 2012 году - 100 школ, 6300 чел./курсов.
Дистанционные технологии включены в обучение детей-инвалидов на дому, а также в классно-урочную деятельность.
Во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях обеспечения открытости и доступности информации об образовательном учреждении в информационной системе "Электронное образование в Республике Татарстан" созданы официальные страницы сайтов всех учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей. В рамках мероприятий Стратегии на 2012 год аналогичные страницы созданы для учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан.
Всем школам предоставлено право фиксации результатов учебной деятельности учащихся в электронных журналах (приказ МОиН РТ от 16.12.2011 № 6546/11 "Об использовании в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан электронных журналов", зарегистрирован Министерством юстиции Республики Татарстан от 24.01.2012 № 1428 и внесен в реестр государственной регистрации). В сентябре 2012 года 95 процентов школ приняли локальные акты о переходе на ведение журнала в электронном виде. На СМС-рассылку об успеваемости детей подписалось более 48 процентов родителей учащихся (для родителей услуга бесплатная).
Благодаря реализации проекта "Школьная отчетность в электронном формате" снизился уровень бюрократизма в подготовке школьной отчетности. В ходе реализации проекта сформирован школьный документооборот, который позволил своевременно получать актуальную и достоверную информации в электронном формате для решения задач управления образовательной деятельностью. Предварительный анализ итогов реализации проекта показывает, что все педагоги, классные руководители, администрация образовательного учреждения получают актуальную и достоверную информацию в электронном формате по следующим направлениям:
сводный отчет об успеваемости в школе за учебный период, учебный год;
результативность работы школы за учебный период, учебный год;
результативность работы школы за учебный год;
сводный отчет посещаемости по школе;
отчет учителя-предметника.
В общеобразовательных учреждениях разработано нормативно-правовое обеспечение через развитие системы локальных актов, проведено техническое оснащение и повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников.
В целях дальнейшего развития ИКТ-инфраструктуры школ республики в 2013 году запланированы следующие мероприятия:
1. Приобретение стационарной компьютерной техники в общеобразовательных учреждениях в целях замены морально устаревшей - 5745 единиц;
2. Приобретение ноутбуков для замены вышедших из строя - 500 единиц;
3. Реализация федерального государственного образовательного стандарта в начальном звене школ - 20 мобильных классов, 75 интерактивных комплектов;
4. Предоставление доступа к дистанционным образовательным ресурсам некоммерческого партнерства "Телешкола" и "КМ-Школа".
С введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждениях возросли требования к руководителям и их заместителям в части организационно-методической работы, к учителям - в части ведения образовательного и воспитательного процесса. В 2011 году для реализации ФГОС общего образования в государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" по государственному заданию учредителя прошли повышение квалификации 750 человек (2,1 процента).
В 2012 году данное направление работы успешно продолжено согласно:
планам-проспектам образовательных услуг для работников образования (1 595 человек);
государственному контракту, заключенному между МОиН РТ и государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан"; проведено повышение квалификации работников образования по теме "Менеджмент в образовании: федеральные государственные стандарты основного общего образования" (1 475 человек).
Дополнительно организованы курсы повышения квалификации по теме "Обновление содержания и методики обучения учебных предметов в основной школе при переходе на ФГОС" для 430 человек.
Таким образом, до конца 2012/2013 учебного года повышение квалификации по ФГОС пройдут 3 500 человек (9,4 процента). В 2013 году планируется продолжить повышение квалификации руководителей, учителей-предметников по актуальным вопросам ФГОС, что позволит организовать учебный процесс в соответствии с новыми требованиями. Количество обученных руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений республики увеличилось на 3 процента от общей численности.
Потребность в повышении квалификации работников образования связана и с прохождением обучения работников образования на курсах повышения квалификации один раз в 5 лет. Начиная с 2014 года до 2020 года необходимо повторно организовать работу по повышению квалификации работников образования в соответствии с ФГОС.
В 2013 году планируется повысить квалификацию по ФГОС 1 070 человек: 150 руководителей школ, 895 учителей, 25 руководителей на основе персонифицированного подхода. До конца 2020 года планируется переобучить 7 490 человек для работы в соответствии с новыми требованиями.
План-график реализации мероприятий по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан в 2013 году по кварталам приведен в приложении № 2 к настоящему Комплексу мер по модернизации общего образования Республики Татарстан в 2013 году.

Раздел III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Комплекс мер по модернизации общего образования Республики Татарстан тесно связан с решением задач государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р. В результате реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Республики Татарстан к 2020 году ожидаются следующие результаты:
1. Будут ликвидированы очереди в дошкольные образовательные учреждения (за счет реализации программ "Бэлэкэч", проекта "Электронный детский сад" и развития форм государственно-частного партнерства);
2. Всем обучающимся независимо от места жительства будет обеспечен доступ к современным условиям обучения (за счет реализации проектов "Электронное образование", развития дистанционного образования детей-инвалидов в рамках приоритетного национального проекта образование, реализации программы "Доступная среда");
3. Увеличится охват детей программами дополнительного образования (за счет реализации направления "Распространение в Республике Татарстан инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей" в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61, и мероприятий, связанных с программами дополнительного образования детей в рамках Стратегии;
4. Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона (новая система оплаты труда, нормативное подушевое финансирование, реализация кадровых грантов);
5. Всем педагогам будет обеспечена возможность непрерывного профессионального развития (в рамках текущих аттестационных процедур, реализации федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", кадровых грантов, Стратегии);
6. Повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг (Программа мониторинга социальных эффектов модернизации системы общего образования Республики Татарстан, утверждена приказом МОиН РТ от 27.08.2012 № 4719/12).





Приложение № 1
к Комплексу мер по модернизации
общего образования
Республики Татарстан в 2013 году
и на период до 2020 года

ПЛАН-ГРАФИК ПОВЫШЕНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2013 ГОДУ ПО КВАРТАЛАМ


Наименование I квартал II квартал III квартал IV квартал
показателя

Размер фонда 3 483 694 649,58 3 588 207 513,47 3 684 653 738,87 3 720 130 753,02
оплаты труда
педаго-
гических
работников
общеобра-
зовательных
учреждений
субъекта
Российской
Федерации,
рублей

Доля 8 3 3 1
увеличения
фонда оплаты
труда
педаго-
гических
работников
общеобра-
зовательных
учреждений
субъекта
Российской
Федерации,
по отношению
к его
значению в
предыдущем
квартале,
процентов






Приложение № 2
к Комплексу мер по модернизации
общего образования
Республики Татарстан в 2013 году
и на период до 2020 года

ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
В 2013 ГОДУ ПО КВАРТАЛАМ


№ Наименование мероприятия Срок реализации Наименование
п/п мероприятия исполнительного
органа
I II III IV государственной
квар- квар- квар- квар- власти
тал тал тал тал Республики
Татарстан,
ответственного
за реализацию
мероприятия

1 2 3 4 5 6 7

1. Приобретение оборудования

1.1. Приобретение учебно- Министерство
лабораторного образования и
оборудования: науки
Республики
Татарстан
(далее - МОиН
РТ)

1.1.1. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
закупку учебно-
лабораторного
оборудования

1.1.2. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
закупку учебно-
лабораторного
оборудования

1.1.3. Поставка учебно- X X X МОиН РТ
лабораторного
оборудования

1.2. Приобретение учебно- МОиН РТ
производственного
оборудования:

1.2.1. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
закупку учебно-
производственного
оборудования

1.2.2. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
закупку учебно-
производственного
оборудования

1.2.3. Поставка учебно- X X X МОиН РТ
производственного
оборудования

1.3. Приобретение спортивного МОиН РТ
оборудования:

1.3.1. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
закупку спортивного
оборудования для
общеобразовательных
учреждений

1.3.2. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
закупку спортивного
оборудования для
общеобразовательных
учреждений

1.3.3. Поставка спортивного X X X МОиН РТ
оборудования для
общеобразовательных
учреждений

1.4. Приобретение спортивного МОиН РТ
инвентаря для
общеобразовательных
учреждений:

1.4.1. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
закупку спортивного
инвентаря для
общеобразовательных
учреждений

1.4.2. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
закупку спортивного
инвентаря для
общеобразовательных
учреждений

1.4.3. Поставка спортивного X X X МОиН РТ
инвентаря для
общеобразовательных
учреждений

1.5. Приобретение МОиН РТ
компьютерного
оборудования:

1.5.1. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
закупку компьютерного
оборудования

1.5.2. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
закупку компьютерного
оборудования

1.5.3. Поставка компьютерного X X X МОиН РТ
оборудования

1.6. Приобретение оборудования МОиН РТ
для организации
медицинского обслуживания
обучающихся:

1.6.1. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
закупку оборудования для
организации медицинского
обслуживания обучающихся

1.6.2. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
закупку оборудования для
организации медицинского
обслуживания обучающихся

1.6.3. Поставка оборудования для X X X МОиН РТ
организации медицинского
обслуживания обучающихся

1.7. Приобретение оборудования МОиН РТ
для школьных столовых:

1.7.1. Разработка проекта X МОиН РТ
соглашения с
муниципальными
образованиями о порядке
закупок оборудования в
школьные столовые

1.7.2. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
закупку оборудования для
школьных столовых

1.7.3. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
закупку оборудования для
школьных столовых

1.7.4. Поставка оборудования для X X X МОиН РТ
школьных столовых

1.8. Приобретение оборудования МОиН РТ
для проведения
государственной
(итоговой) аттестации
обучающихся:

1.8.1. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
закупку оборудования для
проведения
государственной
(итоговой) аттестации
обучающихся

1.8.2. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
закупку оборудования для
проведения
государственной
(итоговой) аттестации
обучающихся (сервер,
промышленный кондиционер,
система пожарогазотушения
для серверных помещений)

1.8.3. Поставка оборудования для X X МОиН РТ
проведения
государственной
(итоговой) аттестации
обучающихся (сервер,
промышленный кондиционер,
система пожарогазотушения
для серверных помещений)

2. Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся

2.1. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
закупку транспортных
средств для перевозки
обучающихся

2.2. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
закупку транспортных
средств для перевозки
обучающихся

2.3. Закупка транспортных X X X МОиН РТ
средств для перевозки
обучающихся

3. Пополнение фондов школьных библиотек

3.1. Пополнение фондов X X X МОиН РТ
школьных библиотек
(единственный поставщик)

4. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей
и педагогических работников общеобразовательных учреждений

4.1. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
осуществление услуги по
повышению квалификации,
профессиональной
переподготовке
руководителей и
педагогических работников
общеобразовательных
учреждений, внедряющих
ФГОС

4.2. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
осуществление услуги по
повышению квалификации,
профессиональной
переподготовке
руководителей и
педагогических работников
общеобразовательных
учреждений, внедряющих
ФГОС

4.3. Организация повышения X X X МОиН РТ
квалификации,
профессиональной
переподготовки
руководителей и
педагогических работников
общеобразовательных
учреждений, внедряющих
ФГОС

5. Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них
дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:

5.1. Обновление программного X X X МОиН РТ
обеспечения и
приобретение электронных
образовательных ресурсов:

5.1.1. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
услуги по предоставлению
доступа к системе
дистанционного обучения
по базовым и профильным
дисциплинам учебного
плана

5.1.2. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
услуги по предоставлению
доступа к системе
дистанционного обучения
по базовым и профильным
дисциплинам учебного
плана

5.1.3. Организация X X X МОиН РТ
дистанционного обучения
для обучающихся в
общеобразовательных
учреждениях

6. Осуществление мер, направленных на энергосбережение
в системе общего образования

6.1. Подготовка документации X X X МОиН РТ
для проведения торгов на
оказание услуг по
установке узлов учета
энергоресурсов и
модернизации систем
электроснабжения и
освещения

6.2. Проведение торгов на X X X МОиН РТ
оказание услуг по
установке узлов учета
энергоресурсов и
модернизации систем
электроснабжения и
освещения

6.3. Установка узлов учета X X X МОиН РТ
энергоресурсов и
модернизация систем
электроснабжения и
освещения в
общеобразовательных
учреждениях

7. Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений

7.1. Подготовка документации X X X Министерство
для проведения торгов на строительства,
оказание услуг по ремонту архитектуры и
общеобразовательных жилищно-
учреждений коммунального
хозяйства
Республики
Татарстан
(далее -
МСАиЖКХ РТ)

7.2. Проведение торгов на X X X МСАиЖКХ РТ
оказание услуг по ремонту
общеобразовательных
учреждений

7.3. Проведение ремонта X X X МСАиЖКХ РТ
общеобразовательных
учреждений

8. Проведение аналитических совещаний

8.1. Проведение аналитических X X X МОиН РТ
совещаний по реализации
проекта модернизации
системы общего
образования Республики
Татарстан с участием
федеральных экспертов



------------------------------------------------------------------