Приказ Минобрнауки РТ от 10.04.2013 N 1421/13 "О проведении конкурса по учреждению гранта "Лучший билингвальный детский сад"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРИКАЗ
от 10 апреля 2013 г. № 1421/13
О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА ПО УЧРЕЖДЕНИЮ ГРАНТА
"ЛУЧШИЙ БИЛИНГВАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД"
В соответствии со Стратегией развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" и с целью развития и совершенствования дошкольного образования, пропаганды и распространения инновационных подходов к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению двум государственным языкам республики приказываю:
1. Провести республиканский конкурс среди образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования на получение гранта "Лучший билингвальный детский сад" с 10 апреля по 22 мая 2013 года в 2 тура:
первый тур - в муниципальных районах и городских округах (с 10 по 30 апреля 2013 г.);
второй тур - республиканский (с 6 по 22 мая 2013 г.).
2. Утвердить:
2.1. Положение об учреждении гранта (приложение № 1);
2.2. Число участников республиканского этапа конкурса (приложение № 2);
2.3. Тест-опрос для воспитателей, не владеющих татарским языком (приложение № 3);
2.4. Состав республиканской экспертной комиссии (приложение 4 - не приводится);
2.5. Смету расходов на проведение конкурса (приложение № 5 - не приводится).
1. Начальникам муниципальных органов управления образованием рекомендовать организовать и провести первый тур конкурса в соответствии с приложением № 1 к настоящему приказу.
2. Отделу бухгалтерского учета и отчетности МОиН РТ (М.А.Давлетшина) оплатить расходы на проведение данного мероприятия в соответствии с приложением № 5 к настоящему приказу.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра Д.М.Мустафина.
Министр
Э.Н.ФАТТАХОВ
Приложение № 1
Утверждено
приказом
Министерства образования и науки
Республики Татарстан
от 10 апреля 2013 г. № 1421/13
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГРАНТА "ЛУЧШИЙ БИЛИНГВАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД"
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Грант "Лучший билингвальный детский сад" (далее - Грант) по результатам обучения детей двум государственным языкам в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (далее - МОУ) учреждается приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан и реализуется в рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее".
1.2. Целями Гранта являются:
1.2.1. Выявление и поощрение лучших педагогических коллективов МОУ по обучению детей государственным языкам Республики Татарстан.
1.2.2. Выявление и стимулирование потенциала семейного воспитания для популяризации государственных языков республики.
1.2.3. Распространение инновационных подходов к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению государственным языкам республики.
1.3. Участники Гранта:
1.3.1. Грантодатель - Министерство образования и науки Республики Татарстан, выступающее в качестве учредителя Гранта.
1.3.2. Грантополучатель - победившее в конкурсе МОУ, утвержденное решением Республиканской конкурсной комиссии и приказом министра образования и науки Республики Татарстан.
Грантодатель осуществляет полномочия по предоставлению Гранта, определенного в п. 1.4 настоящего Положения.
1.4. Грантом является единовременная выплата средств, предусмотренных на реализацию Гранта.
1.5. Грант является персональным и передаче другим образовательным учреждениям не подлежит.
1.6. Число Грантов определяется Грантодателем ежегодно по результатам конкурсов, но не более 20 в год.
1.7. К участию в Гранте допускаются муниципальные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования.
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА СРЕДИ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА
2.1. Конкурс среди МОУ Республики Татарстан на получение Гранта проводится с целью определения их соответствия критериям конкурсного отбора настоящего Положения.
2.2. Первый этап - муниципальный, проводится с 10 по 30 апреля 2013 г. Для проведения первого этапа конкурса создаются муниципальные организационные и конкурсные комиссии.
2.3. Участники первого этапа конкурса представляют свою деятельность в очной форме, то есть члены муниципальной конкурсной комиссии изучают работу МОУ с выездом на место. Члены муниципальной конкурсной комиссии изучают занятия, мероприятия, режимные моменты в соответствии с планом работы педагогов и учреждения.
В процессе ознакомления с деятельностью МОУ в обязательном порядке проводятся собеседования с педагогами, с детьми в присутствии воспитателей, анкетирования родителей и педагогов.
2.4. В соответствии с критериями конкурсного отбора по итогам муниципального конкурса определяется победитель по каждому муниципальному образованию для участия в республиканском этапе конкурса.
Число победителей по каждому муниципальному образованию для участия в республиканском этапе определяются из расчета 1 из 30 МОУ в соответствии с приложенной квотой (приложение № 2).
2.5. Муниципальными организационными комитетами представляются в Республиканский оргкомитет:
- выписка из решения оргкомитета по подведению итогов конкурса в муниципальном образовании среди МОУ;
- список МОУ - участников муниципального этапа;
- краткая информация в объеме не более 1 печатной страницы о МОУ, занявшем призовое место (наименование МОУ, язык воспитания и обучения, число групп, детей в них, численность педагогов, в том числе русскоязычных).
2.6. Второй этап - республиканский, проводится с 1 по 22 мая 2013 г. Члены Республиканской конкурсной комиссии выезжают в МОУ для изучения содержания работы на соответствие критериям конкурсного отбора настоящего Положения. Результаты работы Республиканской конкурсной комиссии оформляются протоколом с приложением рейтингового списка участников конкурсного отбора.
2.7. Материалы направляются в Республиканский оргкомитет в электронном виде по адресу Gelnur.Manyurova@tatar.ru с пометкой "Лучший билингвальный детский сад" не позднее 1 мая 2013 года.
2.8. Грантополучатели определяются Республиканской конкурсной комиссией и утверждаются приказом Министерства образования и науки РТ.
2.9. Грантодатель оставляет за собой право подводить итоги конкурса без создания апелляционной комиссии.
3. КРИТЕРИИ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
По результатам изучения деятельности дошкольных образовательных учреждений по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан составляется рейтинг МОУ с учетом следующих критериев.
3.1. Результаты работы МОУ с детьми:
- уровень обученности детей татарскому и русскому языкам в соответствии с новыми учебно-методическими комплексами (далее - УМК) по обучению детей татарскому и русскому языкам;
- способность детей использовать объем словарного запаса татарских и русских слов по новой программе в свободном общении со сверстниками и взрослыми;
- аналитико-диагностические материалы обследования уровней владения детьми татарской и русской речью (диагностики, тесты, протоколы, справки по итогам);
3.2. Результативность работы педагогов по обучению детей:
- документы, подтверждающие обучение русскоязычных педагогов татарскому языку;
- уровень владения русскоязычных воспитателей татарским языком в объеме, предусмотренном новыми УМК (в т.ч. проведение тест-опроса в соответствии с приложением № 3);
- способность педагогов в воспитательно-образовательном процессе создать языковую среду для общения (непосредственно организованная деятельность, режимные моменты, мероприятия и т.д.);
- использование педагогами МОУ в работе образовательных Интернет-ресурсов, в том числе мультимедиа материалов;
- наличие и роль предметно-развивающей среды, отражающей национальные, региональные, этнокультурные составляющие;
- наличие авторских инновационных образовательных программ, методических рекомендаций, пособий с использованием информационно-коммуникационных технологий; их использование в процессе обучения и воспитания;
- наличие у педагогов материалов (картотеки), отражающих работу по новым УМК (планирование, конспекты, разработки, перечни наглядных материалов, дидактических игр и др.);
3.3. Система работы МОУ:
- концепция или программа развития МОУ, отражающая перспективу национального образования;
- основная общеобразовательная программа МОУ и соответствие ее содержания специфике национально-культурных, демографических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
- обеспечение руководства и контроля качества обучения детей дошкольного возраста двум государственным языкам;
- планирование деятельности МОУ по обучению детей татарскому и русскому языкам;
- сетка занятий;
- оснащенность МОУ (групп, кабинетов) программно-методическим инструментарием, в том числе новыми УМК;
- конкурсное движение в МОУ, направленное на активизацию работы педагогов и родителей по обучению детей двум государственным языкам (конкурс рисунков, поделок по мультфильмам, стихам, сказкам; конкурс конспектов мероприятий с детьми, родителями; конкурс мультимедиа презентаций по представлению опыта работы и др.);
- эффективные формы работы с родителями по обучению детей языкам (протоколы результатов анкетирования родителей, протоколы родительских собраний и др.).
4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГРАНТА
4.1. Мероприятия, связанные с реализацией Гранта, осуществляются за счет средств, предусмотренных на реализацию Стратегии развития образования Республики Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2013 № 146.
Приложение № 2
КОЛИЧЕСТВО МОУ
НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ ЭТАПЕ КОНКУРСА НА ПОЛУЧЕНИЕ
ГРАНТА "ЛУЧШИЙ БИЛИНГВАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД"
Муниципальный район
Количество МОУ - участников от муниципального района
Агрызский муниципальный район
1
Азнакаевский муниципальный район
2
Аксубаевский муниципальный район
1
Актанышский муниципальный район
1
Алексеевский муниципальный район
1
Алькеевский муниципальный район
1
Альметьевский муниципальный район
3
Апастовский муниципальный район
1
Арский муниципальный район
2
Атнинский муниципальный район
1
Бавлинский муниципальный район
1
Балтасинский муниципальный район
1
Бугульминский муниципальный район
2
Буинский муниципальный район
1
Верхнеуслонский муниципальный район
1
Высокогорский муниципальный район
1
Дрожжановский муниципальный район
1
Елабужский муниципальный район
1
Заинский муниципальный район
1
Зеленодольский муниципальный район
2
Кайбицкий муниципальный район
1
Камско-Устьинский муниципальный район
1
Кукморский муниципальный район
2
Лаишевский муниципальный район
1
Лениногорский муниципальный район
2
Мамадышский муниципальный район
1
Менделеевский муниципальный район
1
Мензелинский муниципальный район
1
Муслюмовский муниципальный район
1
Нижнекамский муниципальный район
3
Новошешминский муниципальный район
1
Нурлатский муниципальный район
1
Пестречинский муниципальный район
1
Р.-Слободский муниципальный район
1
Сабинский муниципальный район
1
Сармановский муниципальный район
1
Спасский муниципальный район
1
Тетюшский муниципальный район
1
Тукаевский муниципальный район
1
Тюлячинский муниципальный район
1
Черемшанский муниципальный район
1
Чистопольский муниципальный район
2
Ютазинский муниципальный район
1
г. Набережные Челны
4
г. Казань, в т.ч.
12
Авиастроительный, Ново-Савиновский районы
3
Вахитовский, Приволжский районы
3
Кировский, Московский районы
3
Советский район
3
ИТОГО по РТ
70
Приложение № 3
ВОПРОСЫ
ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
НА ЗНАНИЕ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА
Ф.И.О. тестируемого __________________________________________________
Место работы, должность ______________________________________________
Дата проведения собеседования ______________ Количество балов ________
Подпись членов комиссии ______________________________________________
1. Расскажите о себе _________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Дайте ответ на следующие вопросы:
Сез кем? _____________________________________________________________
Сезгэ ничэ яшь? ______________________________________________________
Сез кайда яшисез? ____________________________________________________
Сез кайда эшлисез? ___________________________________________________
Сез татарча белэсезме? _______________________________________________
Гаилэгездэ кемнэр бар? _______________________________________________
3. Сосчитайте до 10 __________________________________________________
4. Назовите основные цвета ___________________________________________
5. Составьте из данных слов словосочетания: Ипи _________ Туп ________
Курчак ___________ Бабай __________ Алма _______________
6. Какие вежливые слова вы знаете на татарском языке _________________
__________________________________________________________________________
7. Как Вы встретите и пригласите гостей в группу _____________________
__________________________________________________________________________
8. Составьте любые предложения о животных, используя глаголы и имена
прилагательные на татарском языке ________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Образуйте множественное число и переведите:
китап
песи
чэй
остэл
бабай
суган
кыз
абый
мэктэп
10. Напиши на татарском языке ответ на вопрос: Который?
7 __________ 25 _________ 19 _____________ 4 _________ 8 _____________
11. Скажите на татарском языке:
играй ____________ кушай ___________ садись ___________ иди __________
прыгай ___________ беги ____________ спи ______________ пей __________
12. дай __________ одень ___________ мой ______________ бери _________
13. пой __________ снимай __________ возьми ___________ лежи _________
14. Просклоняйте следующие глаголы: аша, ю, утыр
15. Мин ___________________________ Без ______________________________
16. Син ___________________________ Сез ______________________________
17. Ул ___________________________ Алар ______________________________
------------------------------------------------------------------