Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 03.04.2013 N 3-8/2013 <О признании недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 2382-р в части возложения на Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан функций и полномочий учредителя государственных учреждений, созданных Кабинетом Министров Республики Татарстан, раздел 2 приложения к распоряжению "Перечень государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. по делу № 3-8/2013

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 2382-р,

установил:

распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 2382-р (далее - Распоряжение) на Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан возложены функции и полномочия учредителя ряда государственных учреждений, созданных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Распоряжения, указывая на их несоответствие статье 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Согласно данной статье функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан не является органом исполнительной власти Республики Татарстан, прокурор просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу Перечень государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан (раздел 2 приложения к Распоряжению).
В судебном заседании представитель Прокурора Республики Татарстан Загидуллин Р.И. поддержал заявленные требования, а также дополнил заявление требованием о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 1 Распоряжения в части возложения на Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан функций и полномочий учредителя государственных учреждений, созданных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Сагадеева В.Б. с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что федеральное законодательство не исключает возможности осуществления функций и полномочий учредителя государственного учреждения иным государственным органом в силу специального поручения либо в порядке делегирования полномочий.
Выслушав пояснения представителей прокурора и Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт подлежит признанию недействующим в оспариваемой части по следующим основаниям.
Пунктом 1 Распоряжения на органы исполнительной власти Республики Татарстан отраслевой компетенции и Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан возложены функции и полномочия учредителя государственных учреждений, созданных Кабинетом Министров Республики Татарстан, согласно приложению.
Разделом 2 приложения к Распоряжению определен Перечень государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан.
Распоряжение официально опубликовано в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов Республики Татарстан" 2 февраля 2011 года № 5.
Поскольку функции и полномочия учредителя государственных учреждений включают в себя ряд правомочий, создающих правовые последствия для неопределенного круга лиц, суд считает, что нормы оспариваемого акта направлены на урегулирование общественных отношений, связанных с деятельностью государственных учреждений, распространяются на неопределенный круг лиц, вступающих в данные правоотношения, и рассчитаны на неоднократное применение. Следовательно, оспариваемое распоряжение обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.
Проверяя законность оспариваемого акта, суд исходит из того, что правовое положение участников гражданского оборота определяется гражданским законодательством, которое отнесено к ведению Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения, связанные с учреждением некоммерческих организаций, урегулированы параграфом 5 главы 2 Кодекса. В частности, статьей 120 Кодекса предусмотрена возможность создания государственного учреждения субъектом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Кодекса от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений") установлено, что функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставляя высшему органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации право урегулировать своими нормативными правовыми актами некоторые вопросы, связанные с деятельностью государственных учреждений субъекта Российской Федерации (пункты 5 - 7 статьи 9.2, пункт 2 статьи 13, пункты 1.1 и 4 статьи 14, пункт 2.1 статьи 16, пункт 2 статьи 17.1, пункт 5 статьи 18, пункт 1 статьи 19.1, пункт 1 статьи 28 и пункт 5.1 статьи 32 Федерального закона), федеральный законодатель не предусмотрел возможности наделения каких-либо иных органов, помимо органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, функциями и полномочиями учредителей государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 89, пункту 9 части 1 статьи 94 Конституции Республики Татарстан Президент Республики Татарстан как высшее должностное лицо Республики Татарстан определяет структуру исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
Статьей 2 Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года № 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" (далее - Закон Республики Татарстан) дано понятие органа исполнительной власти как государственного органа Республики Татарстан, осуществляющего в пределах своей компетенции государственное управление по вопросам, отнесенным к предметам ведения Республики Татарстан и полномочиям Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, и включенного в структуру органов исполнительной власти Республики Татарстан. При этом под структурой органов исполнительной власти Республики Татарстан понимается перечень органов исполнительной власти Республики Татарстан, включая их официальные наименования, образованных в соответствии с Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан.
Как следует из пункта 2 статьи 8 Закона Республики Татарстан, республиканские государственные органы, осуществляющие отдельные функции государственного управления, которые не вошли в структуру органов исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом, не обладают статусом органов исполнительной власти.
Указом Президента Республики Татарстан от 22 апреля 2010 года № УП-254 "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан" утверждена структура исполнительных органов государственной власти, в которую входят Кабинет Министров Республики Татарстан, министерства Республики Татарстан, государственные комитеты Республики Татарстан, иные республиканские органы государственной власти (ведомства Республики Татарстан), представительства Республики Татарстан. Данный перечень содержит наименования органов исполнительной власти Республики Татарстан и является исчерпывающим.
Пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 октября 2010 года № 820 "О мерах по реализации в Республике Татарстан Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений в части установления порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Республики Татарстан, а также регламентации функций и полномочий учредителя и собственника имущества государственных учреждений Республики Татарстан" установлено, что функции и полномочия учредителя государственного казенного, бюджетного и автономного учреждения Республики Татарстан осуществляются органами исполнительной власти Республики Татарстан, проводящими государственную политику и осуществляющими управленческие функции в отношении порученной им отрасли или сферы деятельности.
Таким образом, Федеральным законом, определяющим правовое положение государственных учреждений, а также нормативным правовым актом Республики Татарстан, направленным на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации в этой сфере, определен статус и вид органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей государственных учреждений: органы исполнительной власти Республики Татарстан отраслевой компетенции.
Между тем, как видно из пункта 1 статьи 30 Закона Республики Татарстан, пункта 1 Положения об Аппарате Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 декабря 2005 года № 563, Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти Республики Татарстан принятых им решений.
То есть Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан не является органом исполнительной власти Республики Татарстан, не включен в структуру органов исполнительной власти Республики Татарстан. Актом, определяющим его правовой статус, не предусмотрено право выступать от имени Республики Татарстан в правоотношениях, связанных с осуществлением функций и полномочий учредителя государственных учреждений.
В силу пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступление от имени публично-правового образования иных лиц по специальному поручению допустимо лишь в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поскольку такими актами не оговорены случаи и порядок передачи функций и полномочий учредителя государственных учреждений субъекта Российской Федерации от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации к иному государственному органу, суд считает подлежащими применению специальные нормы статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", прямо устанавливающие статус органа, исполняющего данные функции и полномочия.
То обстоятельство, что в Федеральном законе от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и в Бюджетном кодексе Российской Федерации используется формулировка "органы государственной власти (государственные органы)", также не дает правовых оснований для вывода о возможности наделения иных государственных органов субъекта Российской Федерации указанными функциями и полномочиями. Данная формулировка имеет собирательное значение и включает в себя также федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в отношении которых вышеназванным Федеральным законом, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" оговаривается возможность осуществления функций и полномочий учредителей федеральных государственных учреждений.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, пункт 1 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 2382-р в части возложения на Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан функций и полномочий учредителя в отношении государственных учреждений, созданных Кабинетом Министров Республики Татарстан, раздел 2 приложения к распоряжению "Перечень государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан" подлежат признанию недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить. Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 2382-р в части возложения на Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан функций и полномочий учредителя государственных учреждений, созданных Кабинетом Министров Республики Татарстан, раздел 2 приложения к распоряжению "Перечень государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан.
Решение вступило в законную силу 3 июля 2013 года.

Судья
М.М.САЛЬНИКОВА

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ


------------------------------------------------------------------