Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2013 N А65-27929/2012 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 02.08.2012 N 10-13/ЖКХ "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. № А65-27929/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 22 марта 2013 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего Мазитова А.Н., судей Хасанова А.Р., Гилялова И.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галеевой Л.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Водозабор "Мирный", г. Казань, к Кабинету Министров Республики Татарстан, Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, о признании постановления Государственного комитета РТ по тарифам № 10-13/ЖКХ от 02.08.2012 "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" незаконным и необоснованным в части установления тарифа для ЗАО "Водозабор "Мирный", о признании отказа Государственного комитета РТ по тарифам от 19.10.2012 № 1-26V2621 от пересмотра установленного тарифа незаконным и необоснованным, об обязании Государственного комитета РТ по тарифам пересмотреть установленный тариф и утвердить новый экономически обоснованный тариф на услуги, оказываемые ЗАО "Водозабор "Мирный",
с участием:
от заявителя - Вильгемский Д.В., директор, решение от 30.11.2009, Искандерова Э.Х. по доверенности от 01.02.2012,
от ответчика 1 (Кабинет Министров Республики Татарстан) - Садыкова Э.Д. по доверенности от 29.01.2013,
от ответчика 2 (Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г. Казань) - Садыкова Э.Д. по доверенности от 10.01.2013, Паймухин А.В. по доверенности от 10.01.2013, Хабибуллина Л.В. по доверенности от 11.03.2013,
от Прокуратуры РТ - Догадин С.В., удостоверение прокурора ТО 119509,

установил:

Закрытое акционерное общество "Водозабор "Мирный", г. Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Кабинету Министров Республики Татарстан (далее - ответчик 1), Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань (далее - ответчик 2, Комитет) о признании постановления Государственного комитета РТ по тарифам № 10-13/ЖКХ от 02.08.2012 "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" незаконным и необоснованным в части установления тарифа для ЗАО "Водозабор "Мирный", о признании отказа Государственного комитета РТ по тарифам от 19.10.2012 № 1-26V2621 от пересмотра установленного тарифа незаконным и необоснованным, об обязании Государственного комитета РТ по тарифам пересмотреть установленный тариф и утвердить новый экономически обоснованный тариф на услуги, оказываемые ЗАО "Водозабор "Мирный".
Судом в порядке статей 40, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено заявление заместителя Прокурора РТ о допуске представителя Прокуратуры РТ в процесс по делу.
Судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято сделанное заявителем уточнение требования об обязании Государственного комитета РТ по тарифам в течение одного календарного месяца с момента вступления решения Арбитражного суда РТ в законную силу пересмотреть установленный тариф и утвердить новый экономически обоснованный тариф на питьевую воду, поставляемую ЗАО "Водозабор "Мирный", в сумме 37,48 руб./куб.м без учета НДС.
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчиков не признали заявленные требования по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель прокурора поддерживает позицию ответчиков, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Часть 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, рассмотрение настоящего дела отнесено законом к компетенции Арбитражного суда.
2 августа 2012 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам было принято постановление № 10-13/ЖКХ от 02.08.2012 "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" (далее также - Постановление).
Данным нормативным правовым актом был установлен тариф с 02.09.2012 по 01.09.2013 на услуги ЗАО "Водозабор "Мирный" по снабжению питьевой водой: потребителей в жилищном секторе (тариф указывается с учетом НДС) - 16,92 руб./куб.м, иных потребителей (тариф указывается без учета НДС) - 14,34 руб./куб.м.
Посчитав Постановление противоречащим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону "О водоснабжении", постановлению Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", заявитель обратился в Арбитражный суд с данным заявлением.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы заявления и отзывов на него, заслушав лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Государственное регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в дальнейшем Закон).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 4 Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Указанные полномочия на территории Республики Татарстан закреплены в Положении о Комитете, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 № 468 "Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам".
Таким образом, оспариваемое постановление принято Комитетом в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Комитет при расчете и установлении тарифов для заявителя обоснованно руководствовался основами ценообразования и порядком регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 520 от 14.07.2008 (далее - Основы ценообразования), а также Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания).
Заявитель полагает, что при расчете тарифов на услуги по снабжению питьевой водой Комитетом необоснованно не были учтены экономически обоснованные расходы организации, которые делают необходимым увеличение тарифа более чем в 2,77 раза или на 177 процентов - до 37,48 руб./куб.м по сравнению с ранее действовавшим тарифом - 13,53 руб./куб.м.
Действительно, в силу общих принципов регулирования тарифов и надбавок, закрепленных в статье 3 Закона, экономически обоснованные расходы организаций коммунального комплекса при формировании тарифов на их услуги должны учитываться.
Между тем, заявителем при предъявлении требований пересмотреть тариф на услуги по снабжению питьевой водой, увеличить его до 37,48 руб./куб.м, не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 Закона федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, тарифов на основе долгосрочных параметров и иных долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательств по концессионным соглашениям, объектом которых являются системы коммунальной инфраструктуры, а также с учетом региональных и иных особенностей. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы могут быть изменены федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2012 г. № 1209-р Федеральной службе по тарифам было предписано до 1 ноября 2012 г. установить на 2013 год в среднем по субъектам Российской Федерации предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги указанных организаций.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 25.10.2012 № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" в приложении максимальная величина роста тарифов установлена для Республики Татарстан с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 100 процентов, с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 107,6 процента.
Таким образом, произведенное Комитетом увеличение тарифа в 2013 году на услуги ЗАО "Водозабор "Мирный" по снабжению питьевой водой на 6 процентов (с 13,53 руб./куб.м в 2012 г. до 14,34 руб./куб.м в 2013 г.) не превышает установленные федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Законом предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании не соответствующим закону нормативного правового акта по установлению тарифа на водоснабжение на 2013 год, о признании отказа в пересмотре этого тарифа и об обязании Комитета пересмотреть и установить этот тариф в сумме 37,48 руб./куб.м, т.е. увеличить в 2,77 раза или на 177 процентов, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В силу изложенного, доводы заявителя о том, что оспариваемые тарифы не являются экономически обоснованными, неверно произведен расчет по формуле индексации тарифа, не учтены убытки прошлых лет, не могут быть приняты и подлежат отклонению.
Кроме того, ответчики также правильно указывают на следующие обстоятельства.
Процедура установления тарифов имеет заявительный характер. Письмом от 18.07.2012 ЗАО "Водозабор "Мирный" обратилось в Комитет с предложением установить тариф на питьевую воду методом индексации.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования оспариваемый тариф был рассчитан Комитетом методом индексации, то есть путем умножения тарифов, действующих в предыдущем периоде регулирования, на индексы, отражающие изменения условий деятельности организаций коммунального комплекса, и на основании пункта 18 Методических указаний без определения полной величины финансовых потребностей.
Согласно пояснениям ответчиков, не опровергнутых заявителем, убыток, полученный ЗАО "Водозабор "Мирный" по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2011 год, 10818,16 тыс.руб. образовался вследствие несогласованных действий ЗАО "Водозабор "Мирный" и органа местного самоуправления города Казань по изменению схемы водоснабжения п. Мирный, а именно переключения части потребителей ЗАО "Водозабор "Мирный" к водопроводным сетям МУП "Водоканал", и частичного строительства нового водопровода до ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес" и его эксплуатации. То есть, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 5 Закона инвестиционная программа (строительство водопровода) ЗАО "Водозабор "Мирный" не была утверждена Представительным органом муниципального образования, а производственная программа в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 4 Закона не была согласована с органом исполнительной власти субъекта РФ.
Довод заявителя об обязанности Комитета досрочно пересмотреть тариф в связи с изменением объема реализуемой воды как объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, также является необоснованным и подлежит отклонению.
Пункт 1 статьи 14 Закона предусматривает, что основанием для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации.
Однако, в соответствии с пунктом 19 статьи 2 Закона объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), является только изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 Правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 № 316 также определено, что к объективным изменениям условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость товаров и услуг этой организации, относятся стихийные бедствия, катастрофы, иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, военные действия, террористические акты, массовые беспорядки или изъятие в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях у организации коммунального комплекса основных фондов.
Таким образом, изменение объемов реализации воды не относится к объективным изменениям условий деятельности организации коммунального комплекса и в силу статей 2, 14 Закона не является основанием для досрочного пересмотра тарифа.
Ссылка заявителя на Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" несостоятельна, так как данный закон вступил в силу с 01.01.2013 и не может быть применен к оспариваемому нормативному правовому акту 2012 года.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ оспариваемый нормативный правовой акт признается судом соответствующим закону, решение об отказе в пересмотре тарифа в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ также признается соответствующим закону, а заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 169, 176, 195, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Водозабор "Мирный" отказать.
Признать постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 10-13/ЖКХ от 02.08.2012 "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
А.Н.МАЗИТОВ

Судья
А.Р.ХАСАНОВ
И.Т.ГИЛЯЛОВ


------------------------------------------------------------------