Решение Вахитовского районного суда г. Казани от 04.03.2013 N 2-2757/13 <Об отказе в удовлетворении заявления Прокурора г. Казани об оспаривании пункта 4 , за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2013 год">
ВАХИТОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. КАЗАНИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2013 г. № 2-2757/13
Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,
при секретаре Нутфуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Казани об оспаривании пункта 4 (в части) приложения № 1 и пункта 4 (в части) приложения № 2 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 9709 от 27.12.2012 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2013 год",
установил:
Прокурор г. Казани обратился в суд с заявлением об оспаривании пункта 4 (в части) приложения № 1 и пункта 4 (в части) приложения № 2 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 9709 от 27.12.2012 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2013 год". В обоснование заявления указано, что постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 27.12.2012 № 9709 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2013 год" утверждены размер и структура платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений. Подпунктами 5 пунктов 4 приложения № 1 и № 2 к постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 27.12.2012 № 9709 установлены тарифы на вывоз твердых бытовых отходов. Указанные тарифы утверждены на первый и второй квартал 2013 года и включены в услугу по уборке, содержанию (санитарно-гигиеническая очистка) помещений общего пользования, а также земельного участка, входящих в состав общего имущества. Заявитель считает, что подпункты 5 пунктов 4 приложения № 1 и № 2 к постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 27.12.2012 № 9709 противоречат требованиям действующего законодательства и просит признать подп. 5 п. 4 приложения № 1, а также подп. 5 п. 4 приложения № 2 постановления исполнительного комитета г. Казани от 27.12.2012 № 9709 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2013 год" противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня их принятия.
В судебном заседании представитель заявителя просил также признать незаконной разбивку на подпункты с 1 по 6 п. 4 приложений № 1 и № 2 к постановлению исполнительного комитета г. Казани от 27.12.2012 № 9709 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2013 год".
Представитель заинтересованного лица ИК МО г. Казани - Сафин Р.Н. в судебном заседании с заявлением не согласился.
Представитель заинтересованного лица МКУ "КЖКХ ИК МО г. Казани" Халиуллов А.Р. в судебном заседании с заявлением не согласился.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 251 ГПК РФ "гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части".
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ "прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования".
В соответствии с п.п. 2, 3, 4 ст. 154 ЖК РФ 2 "плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)".
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" "в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию:
1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов".
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ "собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме)".
В соответствии с п. 1 ст. 39 ЖК РФ "собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме".
Согласно п. 10 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, "общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации".
Судом установлено, что постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 27.12.2012 № 9709 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2013 год" утверждены размер и структура платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений. Подпунктами 5 пунктов 4 приложения № 1 и № 2 к постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 27.12.2012 № 9709 установлены тарифы на вывоз твердых бытовых отходов на первое и второе полугодие 2013 года 2,26 и 2,65 соответственно, которые включены в услугу по уборке, содержанию (санитарно-гигиеническая очистка) помещений общего пользования, а также земельного участка, входящих в состав общего имущества.
Суд считает, что заявление прокурора г. Казани удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 156 ЖК РФ "1. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
2. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
3. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
7. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год".
В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 которых содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.).
При таких обстоятельствах сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, "если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований)".
Согласно п. 34 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Согласно п. 36 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Таким образом, ИК МО г. Казани в рамках предоставленных ему полномочий может устанавливать тарифы на вывоз твердых бытовых отходов для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, поскольку вышеприведенными положениями ст. 158 ЖК РФ, п.п. 34, 36 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 закреплено, что до принятия соответствующих решений общим собранием жилого дома подлежат применению тарифы, установленные органом местного самоуправления на соответствующий период.
Доводы заявителя со ссылкой на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 марта 2009 г. № 6177-АД/14 о том, что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию, что данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора, суд не может принять во внимание. Также в ходе рассмотрения дела прокурором не приведены доводы подтверждающие, что утверждение тарифа отдельной строкой, нарушает права граждан.
Каких-либо противоречий жилищному законодательству оспариваемым пунктом 4 (в части) приложения № 1 и пункта 4 (в части) приложения № 2 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 9709 от 27.12.2012 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2013 год" судом не установлено, в связи с чем заявление Прокурора г. Казани удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 198, 251 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Прокурора г. Казани об оспаривании пункта 4 (в части) приложения № 1 и пункта 4 (в части) приложения № 2 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 9709 от 27.12.2012 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2013 год" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья
Е.В.ЗЫБУНОВА
------------------------------------------------------------------