Типы документов

Реклама

Партнеры

Указ Президента РТ от 26.07.2013 N УП-695 "О Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан"



26 июля 2013 года N УП-695

------------------------------------------------------------------

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

В целях повышения эффективности координации деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, иных государственных органов Республики Татарстан и органов местного самоуправления в Республике Татарстан в сфере этнического развития и межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества, в соответствии со статьей 94 Конституции Республики Татарстан постановляю:
1. Внести в Указ Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 года № УП-312 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан" следующие изменения:
в наименовании и пунктах 1 - 4 Указа слова "политики Республики" заменить словами "политики в Республике";
Концепцию государственной национальной политики Республики Татарстан изложить в новой прилагаемой редакции;
пункт 5 признать утратившим силу.
2. Кабинету Министров Республики Татарстан утвердить программу по реализации Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, при необходимости принять иные меры, обеспечивающие ее выполнение.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ
Казань, Кремль
26 июля 2013 года
№ УП-695





Приложение
к Указу
Президента
Республики Татарстан
от 26 июля 2013 г. № УП-695

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Концепция государственной национальной политики в Республике Татарстан (далее - Концепция) представляет собой систематизированную совокупность политико-правовых взглядов, ценностных ориентиров, принципов и приоритетов, служит основой для координации деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, иных государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Татарстан (далее - органы местного самоуправления), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан.
2. Согласно Концепции объектом государственной национальной политики в Республике Татарстан является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития представителей народов, проживающих в Республике Татарстан. Концепция определяет цель, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан в сфере межнациональных отношений, в создании оптимальных условий для удовлетворения этнокультурных потребностей представителей народов, проживающих в Республике Татарстан.
3. Концепция разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
4. Концепция строится на основе Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федерального законодательства, договоров (соглашений) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, нормативных правовых актов Республики Татарстан, а также учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права.
5. Концепция опирается на осознание исторических традиций представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, природно-климатических и естественно-экономических условий, социально-культурных особенностей их жизни, геополитического и национального окружения, опыта взаимоотношений с соседями, отражает современную этносоциальную ситуацию в Республике Татарстан.
6. Концепция разработана с учетом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики в Республике Татарстан, а также основных положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666.
7. Настоящая Концепция нацелена на обеспечение общей социальной, политической и экономической стабильности, эффективное взаимодействие органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, развитие традиций межнационального согласия и гражданского мира, веротерпимости и этнокультурного взаимообогащения представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, обеспечение конституционных прав человека и гражданина, выработку и реализацию целевых проектов и программ, затрагивающих сферу государственной национальной политики.
8. Вопросами государственной национальной политики в Республике Татарстан, требующими особого внимания, являются:
а) сохранение и развитие культур и языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, укрепление их духовной общности;
б) обеспечение позитивного межнационального (межэтнического) и межконфессионального взаимодействия представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, профилактика и предотвращение конфликтов на этнической и конфессиональной почве, создание условий для адаптации мигрантов;
в) укрепление статуса Республики Татарстан как исторического, духовного и этнокультурного центра всего татарского народа, создание условий для интеллектуальной, экономической и иной консолидации татар;
г) дальнейшее укрепление общероссийской гражданской идентичности, стимулирующей консолидацию российского общества и его поступательного экономического, социального и этнокультурного развития.
9. Реализация настоящей Концепции призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению региональной и общероссийской идентичности.

II. ОСОБЕННОСТИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ (МЕЖЭТНИЧЕСКИХ)
ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

10. Государственная национальная политика в Республике Татарстан строится на двух фундаментальных приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности и обеспечения равных условий жизнедеятельности представителям всех народов, проживающих в Республике Татарстан.
11. Особенностью Татарстана являются полиэтничность и поликонфессиональность населения республики, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на территории современного Татарстана народов. Ведущую роль в данном процессе традиционно играли и играют представители татарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих в Республике Татарстан. По итогам переписи 2010 года в Республике Татарстан из 3,78 миллиона человек 53,2% составляют татары, 39,7% - русские. Из представителей народов Поволжья на территории Татарстана проживают чуваши, удмурты, мордва, марийцы и башкиры, которые в совокупности составляют 5,6% населения Татарстана.
12. Татарский народ, исторически вобравший в себя различные тюркские и финно-угорские составляющие, испытавший позднее и славянское влияние, имеет более чем тысячелетнюю историю своей государственности, представления о которой входят неотъемлемой частью в его менталитет, стимулируют рост его национально-религиозного самосознания, во многом определяя содержание и характер взаимоотношений татар с другими народами. Вместе с тем специфика развития татарского народа обусловила такую его особенность, как территориальная дисперсность. Вследствие этого на территории Татарстана сегодня проживает лишь менее одной трети от общего числа татар, что обусловливает необходимость осуществления государственной национальной политики с учетом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами республики. По причине этого государственная национальная политика в Республике Татарстан включает в себя в той или иной степени вопросы возрождения, сохранения, развития и приумножения этнокультурного достояния всего татарского народа.
13. Большое влияние на становление и развитие многонационального народа Татарстана оказали представители русского народа, менталитет и ценностные ориентиры которого заметно отражаются на характере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в республике. Общие для всей современной России вопросы этнокультурного развития представителей русского народа являются неотъемлемой составной частью государственной национальной политики в Республике Татарстан.
14. Территория современного Татарстана издревле являлась местом расселения представителей других народов, имеющих здесь много традиционных компактных поселений и, следовательно, нуждающихся в государственном обеспечении своих этнокультурных и образовательных потребностей через соответствующие институты и учреждения.
15. Заметное влияние на формирование и реализацию государственной национальной политики в Республике Татарстан оказывают мигранты.
16. В сфере межнациональных (межэтнических) отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные глубокими общественными преобразованиями в процессе формирования в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики. Все эти обстоятельства оказывают влияние на состояние межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан.
17. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Татарстан в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий.
Исторически на территории современного Татарстана сложился позитивный характер межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений. За столетия совместного проживания в психологии населения сформировались устойчивые черты добрососедства, веротерпимости, межнационального (межэтнического) согласия и сотрудничества. В наше время они закрепились в качестве традиций. Опора на них позволяет успешно нейтрализовывать влияние негативных национально-радикальных политических тенденций, противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.
В современных условиях в Татарстане выстроена устойчивая система взаимодействия в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной власти и общественным этнокультурным объединениям. В республике создаются необходимые условия для удовлетворения этнических и религиозных потребностей народов. Однако в последние годы усилилось распространение нетрадиционных религиозных идей, которые негативно отражаются на этнической идентичности. В Татарстане возрастает понимание необходимости дальнейшего усиления политики сохранения этнической идентичности и поликультурности, как важного условия социально-политической консолидации и развития представителей проживающих в республике народов.
18. К современным проблемам, связанным с трансформацией этнической структуры населения республики, относятся:
а) высокий уровень социального и имущественного неравенства;
б) размывание традиционных нравственных ценностей представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, углубляющийся разрыв поколений;
в) правовой нигилизм и высокий уровень правонарушений;
г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;
д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию общероссийской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
е) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов;
ж) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем незаконной миграции, угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

III. ЦЕЛЬ, ПРИНЦИПЫ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

19. Целью государственной национальной политики в Республике Татарстан является создание и поддержание политико-правовых, социально-экономических, духовно-нравственных, культурно-бытовых и иных условий для:
- цивилизованного развития и жизнедеятельности представителей всех народов, в совокупности составляющих многонациональный народ Республики Татарстан;
- сохранения межнационального (межэтнического) и межконфессионального мира и согласия, развития традиций добрососедства среди всех представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;
- упрочения общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
- успешной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.
20. Основными принципами государственной национальной политики в Республике Татарстан являются:
а) признание и защита равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, места проживания, принадлежности к этническим и конфессиональным объединениям;
б) соблюдение гражданских прав личности на свободное этническое самоопределение (определение, указание, изменение своей национальности, внесение в официальные документы и удаление из них записей о национальности);
в) удовлетворение духовно-нравственных, религиозных и культурно-бытовых потребностей граждан без предъявления каких-либо условий;
г) недопущение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
д) равноправное участие представителей всех народов в решении вопросов государственного устройства и регулирования общественной жизни;
е) защита национальных культур и языков, сохранение традиционного жизненного уклада, обычаев и обрядов;
ж) бережное отношение к историческому наследию и национальному достоянию народов;
з) своевременное и мирное разрешение на правовой основе межнациональных (межэтнических) и конфессиональных противоречий и конфликтов;
и) открытость и гласность государственной национальной политики в Республике Татарстан;
к) сотрудничество и взаимодействие с федеральным центром и субъектами Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики на принципах разделения полномочий;
л) обеспечение планомерной интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.
21. Приоритетными направлениями государственной национальной политики в Республике Татарстан являются:
а) повышение эффективности государственного управления в сфере государственной национальной политики в Республике Татарстан;
б) обеспечение долгосрочной социально-политической стабильности в республике и формирование на основе всестороннего и гармоничного этнокультурного развития у представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, ценностей региональной и общероссийской идентичности;
в) совершенствование правовой базы для соблюдения конституционных прав представителей всех народов, проживающих в Республике Татарстан;
г) содействие национально-культурному развитию представителей всех народов, проживающих в Республике Татарстан: поддержка их языков, национальных культур и образования, этнического уклада жизни;
д) позиционирование Татарстана как исторического, духовного и этнокультурного центра татарского народа, создание условий для интеллектуальной, экономической и иной консолидации татар, проживающих в Российской Федерации и за рубежом;
е) создание условий для эффективной социально-правовой и культурной адаптации мигрантов к условиям проживания в республике с целью их оптимальной интеграции в общество.
22. Задачи в сфере государственной национальной политики в Республике Татарстан:
а) задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики в Республике Татарстан:
- координация усилий всех ветвей и уровней власти республики, нацеленных на реализацию государственной национальной политики в Республике Татарстан и гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
- организация фундаментальных и прикладных исследований, выработка на их основе системы организационно-правовых мер по сохранению и поддержке этнических культур, совершенствованию межнациональных (межэтнических) отношений, развитию государственных языков Республики Татарстан и языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, а также по предупреждению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве;
- совершенствование законодательства Республики Татарстан в части, касающейся гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межконфессионального диалога и предупреждения конфликтов, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
- поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения самобытности, культуры, языка и традиций народов, проживающих в Республике Татарстан, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов;
- совершенствование организации местного самоуправления в целях создания условий для проявления инициативы и самодеятельности всех этноконфессиональных групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления;
развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе национально-культурных центров;
б) задачи по обеспечению равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики в Республике Татарстан:
- обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, должностей в правоохранительных органах и в судебной системе, при формировании кадрового резерва на региональном и муниципальном уровнях;
- принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении государственными и муниципальными органами власти и организациями своей деятельности;
в) задачи по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
- формирование в обществе атмосферы нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности;
- принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма, на реабилитацию этих идей;
- вовлечение общественных объединений, в том числе этнокультурной направленности, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;
- создание государственной системы мониторинга и экспертизы состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений и профилактика конфликтных ситуаций;
г) задачи по обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан:
- создание условий, способствующих вовлечению представителей национальных сообществ в процесс развития торгово-экономических связей с регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья, являющимися их исторической родиной;
- содействие в привлечении инвестиций, ориентированных на создание совместных проектов, организацию предпринимательских центров и культурных объектов;
д) задачи по содействию национально-культурному развитию:
- обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Республики Татарстан на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, общероссийского единства;
- содействие созданию и восстановлению национально-культурных и культовых объектов, их благоустройству и общественному использованию;
- распространение традиционных и современных произведений литературы и искусства народов России и бывшего СССР, в том числе с привлечением государственных теле- и радиоканалов и общественного телевидения, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов;
- развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, расширение государственной поддержки национальных видов спорта;
- содействие созданию национально-культурных центров в местах компактного проживания татар в Российской Федерации и за рубежом;
- обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, путем формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям;
- развитие добровольческого движения в сфере сохранения культурного наследия;
- разработка дополнительных мер государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, Интернет-продукции, освещающих значимые исторические события, пропагандирующих общие достижения представителей народов, проживающих в Республике Татарстан и Российской Федерации;
е) задачи государственной национальной политики в Республике Татарстан в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения:
- развитие поликультурной модели образования и формирование общероссийской гражданской идентичности;
- воспитание молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;
- правовое просвещение граждан и мигрантов в сфере противодействия экстремизму и терроризму;
- поддержка общественных организаций, работающих с молодежью и ставящих целью своей деятельности сохранение и развитие исторического и культурного наследия представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;
- повышение роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Российской Федерации;
- создание правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на национальных языках;
- поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан;
ж) задачи по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан:
- создание оптимальных условий для сохранения и развития языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;
- изучение государственных языков Республики Татарстан с целью приобщения к историко-культурному наследию многонационального народа Республики Татарстан, интеграции мигрантов в общественную жизнь;
- использование в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия;
- создание необходимых материальных и организационных условий для овладения всеми гражданами родными и государственными языками Республики Татарстан;
- недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
- содействие татарам, проживающим в Российской Федерации и за рубежом, в сохранении и развитии татарского языка;
з) задачи по формированию системы социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов:
- изучение и научно-экспертное обеспечение регулирования процессов миграции в Республике Татарстан;
- содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) к развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости;
- совершенствование системы мер, обеспечивающих взаимное уважительное отношение мигрантов и принимающего сообщества в культурно-бытовой сфере;
- противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по религиозному и этническому признаку;
и) задачи по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан:
- обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных языках с субъектами Российской Федерации;
- формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан, включая поддержку проектов, направленных на реализацию цели и задач настоящей Концепции;
- создание телевизионных программ на татарском языке для вещания на территориях компактного проживания татар;
- распространение рекламной и промышленной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, Интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики в Республике Татарстан;
- использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти либо вражды;
к) задачи по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан:
- усиление роли Общественной палаты Республики Татарстан, общественных советов при государственных и муниципальных органах в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
- поддержка деятельности Ассамблеи народов Татарстана, Всемирного конгресса татар, Федеральной национально-культурной автономии татар, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в этноконфессиональной сфере, как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве;
- обеспечение прозрачности источников финансирования проектной деятельности институтов гражданского общества в сфере государственной национальной политики в Республике Татарстан, а также совершенствование механизмов их финансовой отчетности;
- вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде;
л) задачи в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан:
- взаимодействие с международными, всероссийскими и региональными национальными объединениями в области реализации программ этнокультурного развития;
- содействие консолидации деятельности объединений татар в Российской Федерации и за рубежом по обеспечению своих прав в странах проживания, сохранению связей с исторической Родиной;
- установление Республикой Татарстан постоянных культурных и экономических связей с субъектами Российской Федерации и странами зарубежья, в которых проживают значительные группы татар;
- оказание поддержки татарам в Российской Федерации и за рубежом в удовлетворении национально-культурных потребностей посредством расширения связей с национально-культурными общественными объединениями в Татарстане;
- использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;
- наращивание взаимодействия с международными неправительственными организациями в целях недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод;
- укрепление международного сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов, обеспечения прав трудовых мигрантов.

IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

23. Настоящая Концепция входит в систему документов государственного стратегического планирования.
24. Инструментом исполнения настоящей Концепции являются программы, в том числе и муниципальные, касающиеся вопросов реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан. Реализация Концепции может осуществляться также путем принятия нормативных правовых актов Республики Татарстан и муниципальных правовых актов.
25. В Республике Татарстан на государственном и муниципальном уровнях создаются коллегиальные, совещательные органы (советы, рабочие группы), координирующие вопросы реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан.
26. Вопросы определения приоритетных направлений государственной национальной политики в Республике Татарстан и ее совершенствования рассматриваются Советом при Президенте Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям.
27. Реализация Концепции осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан, привлекаемых внебюджетных источников, а также средств местных бюджетов.
28. Межведомственную координацию работы по реализации Концепции осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан.
29. Кабинет Министров Республики Татарстан:
а) разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в республике, эффективность деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации задач государственной национальной политики в Республике Татарстан;
б) осуществляет мониторинг и контроль за ходом исполнения программ, разработанных для реализации Концепции, и информирует Президента Республики Татарстан об их исполнении.


------------------------------------------------------------------