Приказ Минобрнауки РТ от 31.01.2013 N 284/13 "О проведении аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан в 2013 году"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРИКАЗ
от 31 января 2013 г. № 284/13
О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В 2013 ГОДУ
В соответствии со статьей 29 п. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" приказываю:
1. Провести в 2013 году аттестацию педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан (далее - аттестация):
- для лиц, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;
- для заявителей из числа педагогических работников, желающих пройти аттестацию с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей).
2. Утвердить прилагаемый график проведения аттестационных процедур на 2013 год.
3. Поручить:
- отделу кадровой политики Министерства образования и науки Республики Татарстан (нач. Т.К.Ершова) организовать аттестационные процедуры для аттестуемых работников с учетом прилагающихся Разъяснений по порядку аттестации педагогических работников Республики Татарстан в 2013 году;
- отделу бухгалтерского учета и отчетности Министерства образования и науки Республики Татарстан (нач. М.А.Давлетшина) обеспечить финансирование расходов на проведение аттестационных процедур в 2013 году.
4. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений Республики Татарстан оказывать содействие аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан и экспертным комиссиям по муниципальным образованиям при проведении педагогической аттестации в 2013 году.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра Д.М.Мустафина.
И.о. министра
Д.М.МУСТАФИН
Приложение № 1
к приказу
Министерства образования и науки
Республики Татарстан
от 31 января 2013 г. № 284/13
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР НА 2013 Г.
№ п/п
Наименование аттестационной процедуры
Место проведения
Время проведения, режим работы учреждений
1.
Квалификационные испытания в форме компьютерного тестирования:
- для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, государственных (специальных) коррекционных учреждений, для педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования
По городу Казань и близлежащим территориям
По городу Набережные Челны и близлежащим территориям
По городу Бугульма и близлежащим территориям
Ежеквартально по графику в течение месяца со дня издания приказа МОиН РТ о проведении аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (кроме летних месяцев)
2.
Компьютерное тестирование
По городу Казань и близлежащим территориям:
По городу Набережные Челны и близлежащим территориям:
По городу Бугульма и близлежащим территориям:
Еженедельно в среду с 9 до 15 часов (кроме праздничных дней и летних месяцев) по предварительным заявкам
Еженедельно в четверг с 9 до 15 часов (кроме праздничных дней и летних месяцев) по предварительным заявкам
Еженедельно во вторник с 9 до 15 часов (кроме праздничных дней и летних месяцев) по предварительным заявкам
Выездное тестирование проводится по пятницам по договоренности с муниципальными органами управления образованием, ИМЦ, образовательными учреждениями НПО, СПО
3.
Экспертиза профессиональных результатов аттестуемых работников
Проводится независимыми экспертами по месту работы аттестуемого работника.
4.
Профессиональное тестирование
- в формате ЕГЭ, ЕРЭ
Проводится специалистами ГУ "Республиканский центр мониторинга качества образования" МОиН РТ (далее - РЦМКО)
Адрес РЦМКО: г. Казань, ул. Амирхана, д. 114, проезд до ост. "39 квартал". Тел. для предварительной записи (8432) 525 - 48 - 39. Координатор - директор РЦМКО И.А.Сахнова
Тестирование проводится на базе МОУ "СОШ № 161" г. Казани по адресу: г. Казань, ул. Закиева, дом 31, проезд до ост. "Ул. Закиева", "Кабельное телевидение", "Азинский рынок", "ул. Вагапова".
Тестирование с выездом специалистов РЦМКО в муниципальные районы проводится по ходатайствам (заявкам) муниципальных органов управления образованием, ИМЦ
Еженедельно во вторник с 9 до 15 часов (кроме праздничных дней и летних месяцев) по предварительным заявкам
- компьютерное тестирование в режиме Интернет-технологий в информационной системе "Электронное образование в Республике Татарстан"
Проходят педагогические и руководящие работники образовательных учреждений, которые являются пользователями системы (имеют логин и пароль для входа на портал edu.tatar.ru)
Руководство по тестированию на сайте МОиН РТ
Приложение № 2
к приказу
Министерства образования и науки
Республики Татарстан
от 31 января 2013 г. № 284/13
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ПОРЯДКУ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В 2013 ГОДУ
1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В 2013 ГОДУ
1. При проведении аттестации работников образования Республики Татарстан в 2013 году следует руководствоваться следующими законодательными и нормативными документами:
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ);
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее - приказ МЗ и СР РФ № 761н);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (далее - Порядок);
- инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 03-52/46 "Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209" (далее - письмо МОиН РФ 03/52-46);
- инструктивное письмо Департамента общего образования МОиН РФ, профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15.08.2011 г. № 03-515/59 "Дополнения к разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений";
- инструктивное письмо Департамента общего образования МОиН РФ от 08.08.2011 № 03-495 "О вступлении в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н "О введении в ЕКС характеристики по должности "Педагог-библиотекарь";
- инструктивное письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 03-339 "Методика оценки уровня квалификации педагогических работников" (далее - письмо МОиН РФ 03-339);
- Приказ МОиН РТ № 586/11 от 01.03.2011 "Об утверждении Регламента проведения квалификационных испытаний в письменной форме";
- приказ МОиН РТ № 3395/11 от 27 июня 2011 г. "Об утверждении Положения о формах и процедурах аттестации педагогических работников Республики Татарстан";
- приказ МОиН РТ № 3395/11 от 27 июня 2011 г. "Об утверждении Положения об экспертных группах при аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан";
- приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12 января 2012 г. № 104/12 "Об утверждении Регламента по проведению аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан" (далее - Регламент);
- приказ МОиН РТ № 105/12 от 12 января 2012 г. "Об утверждении Положения об экспертной комиссии по муниципальному образованию Республики Татарстан аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан";
- приложение № 2 к Отраслевому соглашению между Министерством образования и науки Республики Татарстан и татарским республиканским комитетом профсоюза работников народного образования на 2011 - 2013 гг. "Права и льготы, предоставляемые работникам образования Республики Татарстан при подготовке и проведении аттестации" (зарегистрировано в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан 20 октября 2010 г., 14 ноября 2011 г., регистрационный № 157, 157/1) (далее - Отраслевое соглашение);
- настоящий приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 31 января 2013 г. № 284/13 "О проведении аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан в 2013 году".
2. АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ, ИХ ФУНКЦИИ, ГРАФИК РАБОТЫ
2.1. В соответствии с п. 16. ст. 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пунктом 5 Порядка, аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан проводится в аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан (далее - аттестационная комиссия Министерства).
2.2. В целях обеспечения взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием и в соответствии с Регламентом по проведению аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан, Положением об экспертной комиссии по муниципальному образованию Республики Татарстан при аттестационной комиссии Министерства создаются экспертные комиссии по муниципальным образованиям Республики Татарстан (далее - экспертные комиссии), в функции которых входит:
- содействие в приеме заявок работодателей на проведение аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (далее - заявки работодателей) и заявлений педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) (далее - аттестационные заявления);
- проведение квалификационных испытаний в письменной форме в рамках аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;
- содействие в организации внешней экспертизы профессиональных результатов педагогических работников, заявившихся на аттестацию для установления соответствия уровня их квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей);
- подготовка предложений о соответствии или несоответствии указанных работников занимаемой должности и/или заявленной квалификационной категории (первой или высшей);
Примечание:
Данные предложения экспертных комиссий по установленной форме представляются в аттестационную комиссию для утверждения приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан.
- оформление аттестационных листов по итогам аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и/или заявленной квалификационной категории (первой или высшей);
- обеспечение выполнения рекомендаций аттестационной комиссии Министерства работодателями и педагогическими работниками.
Для содействия в проведении аттестации работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (далее - УНПО, УСПО) создается соответствующая экспертная комиссия при аттестационной комиссии Министерства.
Состав, график заседаний (письменных квалификационных испытаний), полномочия экспертных комиссий утверждаются приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан.
2.3. Заседания аттестационной комиссии Министерства проводятся не реже двух раз в квартал, за исключением летних месяцев, по графику, формируемому с учетом количества и даты поступления в Министерство заявок работодателей и/или аттестационных заявлений.
2.4. Прием заявок работодателей о проведении аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности производится в секторе аттестации педагогических кадров Министерства в первом полугодии 2013 года, за исключением летних месяцев.
2.5. Централизованный прием заявлений педагогических работников, желающих пройти в 2013 году аттестацию для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории (первой или высшей), производится в секторе аттестации педагогических кадров Министерства два раза в октябре 2013 года.
3. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ АТТЕСТАЦИИ
С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ
3.1. В соответствии с пунктом 17 Порядка аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в пять лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
3.2. Согласно пункту 18 Порядка аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности не подлежат:
- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
Примечание:
К данной категории педагогических работников относятся молодые специалисты или другие работники, стаж работы которых в определенной педагогической должности, исчисляющийся по трудовой книжке, не превышает двух лет.
Исчисление стажа по должности "Учитель" или по должности "Преподаватель", или по иной педагогической должности производится без учета предмета (образовательной области, специализации), типа и вида учреждения, в котором осуществлял(-ет) образовательную деятельность работник. Таким образом, переход работника из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение на одну и ту же должность или переход учителя (преподавателя) на преподавание другого предмета (образовательной области) не является основанием для его освобождения от аттестации, если общий стаж работника в соответствующей должности - более двух лет.
- беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее, чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
3.3. Обязательная аттестация педагогических работников проводится, как правило, по основному месту работы (основной занимаемой должности).
Вместе с тем работодатель, у которого педагогическая работа выполняется работником по совместительству, вправе представить такого работника к аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности независимо от того, что по основному месту работы работник такую аттестацию прошел. Например, по представлению работодателя проводится аттестация совместителей в случае, если работник (учитель, педагог дополнительного образования) перешел на преподавание другого предмета (сменил специальность или профиль деятельности) и/ или понизился его профессиональный рейтинг (при наличии жалоб обучающихся, их родителей на снижение качества обучения и воспитания).
Если работник выполняет педагогическую работу у разных работодателей, то каждый из них вправе направить в аттестационную комиссию соответствующее представление.
3.4. Отказ педагогического работника от прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности относится к нарушениям трудовой дисциплины. В соответствии со статьей 21 ТК РФ соблюдение трудовой дисциплины является обязанностью работника. Следовательно, в соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
3.5. Руководитель образовательного учреждения, представляющий работодателя, несет ответственность за выполнение пункта 17 Порядка в части обязательной аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий и оснований для освобождения от аттестации, предусмотренных в пункте 18 Порядка.
3.6. Аттестация педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится, как правило, не позднее трех месяцев (в отдельных случаях - не позднее шести месяцев) со дня истечения имевшейся у работника квалификационной категории или со дня истечения срока действия льготы по освобождению работника от аттестации, предусмотренной в пункте 18 Порядка.
3.7. Работодатель имеет право (по личному заявлению работника) перенести сроки обязательной аттестации педагогического работника на другое время в течение учебного или календарного года (сверх срока, указанного в пункте 3.6) в следующих случаях:
- при наличии у работника листа нетрудоспособности или медицинского заключения (справки) о наличии заболеваний, а также при необходимости ухода за близким родственником в период, совпадающий со сроками аттестации, установленными работодателем;
Примечание:
Перенос сроков аттестации на основании предоставления работником медицинского заключения (справки) о наличии у него заболеваний (необходимости ухода за больным близким родственником), препятствующих прохождению аттестации в сроки, установленные работодателем, допускается не более одного раза в течение календарного или учебного года, кроме случаев длительной нетрудоспособности работника по причине заболевания.
- в случае, если педагогический работник завершает в год аттестации заочное обучение в педагогическом вузе или ссузе (обучается на последнем курсе вуза или ссуза);
- в случае окончания срока действия имевшейся у работника квалификационной категории в период длительной командировки (сроком до 1 года и более) для ведения образовательной деятельности или стажировки по специальности в образовательных учреждениях за рубежом либо в период пребывания в длительном отпуске до одного года, предоставленного работнику в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании";
- в случае перевода (перехода) работника в год очередной аттестации из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение на одну и ту же должность по причине сокращения штатной численности, реорганизации, ликвидации образовательного учреждения;
- в случае, если педагогический работник проработал по специальности (в соответствующей педагогической должности) менее трех лет после окончания высшего или среднего специального учебного заведения.
Решение о сроках аттестации педагогических работников, осуществляющих профессиональную деятельность в структурных подразделениях учреждений по типу "Семейный детский сад", принимается работодателем с учетом образовательного ценза, уровня квалификации и педагогического опыта указанных работников.
3.8. Срок аттестации каждого педагогического работника устанавливается работодателем с учетом графика приема заявок работодателей в Министерстве, указанного в пункте 2.4.
3.9. Подготовка заявки работодателя о проведении аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности осуществляется поэтапно.
I этап. Издание в образовательном учреждении распорядительного акта (приказа), определяющего список педагогических работников, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, а также представителей администрации учреждения, ответственных за подготовку представлений в аттестационную комиссию (экспертную комиссию) Министерства образования и науки Республики Татарстан, ознакомление с ними аттестуемых работников и их информационную поддержку.
Примечание:
1. Лица, включенные работодателем в список педагогических работников, подлежащих обязательной аттестации, должны быть ознакомлены с соответствующим распорядительным актом по учреждению (приказом) в течение двух дней со дня издания акта (приказа) под роспись.
2. В случае заболевания работника или при наличии других обстоятельств, препятствующих прохождению аттестации в сроки, установленные работодателем, в учреждении издается распорядительный акт (приказ) об исключении данного работника из списка педагогических работников, подлежащих обязательной аттестации, и переносе сроков его аттестации в пределах учебного или календарного года с указанием причины. Работодатель письменно информирует аттестационную комиссию (экспертную комиссию) об изменениях в составе аттестуемых работников (заявке работодателя).
II этап. Оформление работодателем заявки (в 1 экз.), представлений на аттестуемых работников и их аттестационных листов (в 2 экз. на каждого аттестуемого работника).
Примечание:
1. Представление готовится ответственным представителем администрации учреждения на основе оценки профессиональных компетенций педагога по итогам посещения его уроков (учебных занятий), анализа профессиональных результатов аттестуемого работника, качества исполнения им должностных обязанностей, предусмотренных в квалификационной характеристике по должности согласно ЕКС. Работник должен быть ознакомлен с представлением под роспись не позднее, чем за месяц до начала аттестационных процедур (письменных квалификационных испытаний). Отказ работника ознакомиться с представлением и/или поставить свою подпись об ознакомлении не является препятствием для проведения аттестации и оформляется соответствующим актом.
2. Разъяснения по оценке профессиональных компетенций педагогов содержатся в сборнике "Методика оценки уровня квалификации педагогических работников" под ред. В.Д.Шадрикова, И.В.Кузнецовой, и формы вышеуказанных аттестационных документов (заявка работодателя, представление на педагогического работника) опубликованы на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан (mon.tatar.ru) в разделе "Педагогическая аттестация"/Нормативные документы.
3. Если работник выполняет педагогическую работу в разных должностях и ни по одной из них не имеет квалификационных категорий, то представление может содержать мотивированную, всестороннюю, объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности по всем должностям, в которых выполняется педагогическая работа.
III этап. Передача оформленных заявок работодателя, представлений на аттестуемых работников и их аттестационных листов в экспертную комиссию аттестационной комиссии Министерства образования по соответствующему муниципальному образованию.
3.10. Заявки работодателей и прилагаемые к ним представления на аттестуемых работников (в 1 экз.), поступившие в экспертную комиссию, а также сопроводительное письмо за подписью начальника отдела (управления) образованием передаются секретарем экспертной комиссии в сектор аттестации педагогических кадров Министерства образования и науки Республики Татарстан для подготовки приказа о проведении аттестации педагогических работников, указанных в заявках работодателей.
3.11. В течение месяца со дня издания вышеуказанного приказа Министерства экспертные комиссии проводят для аттестуемых работников квалификационные испытания в письменной форме (профессиональное тестирование) по графику, утвержденному Министерством.
Секретарь экспертной комиссии за месяц до начала данной аттестационной процедуры сообщает работодателям информацию о дате и месте проведения квалификационных испытаний в муниципальном образовании.
3.12. Работодатели под роспись знакомят аттестуемых педагогов с датой и местом проведения квалификационных испытаний не позднее чем за месяц до начала испытаний.
Примечание:
В целях подготовки к квалификационным испытаниям педагогическим работникам следует ознакомиться с профессиональными тестами для работников образования, подлежащих квалификационным испытаниям. Они публикуются на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан (mon.tatar.ru) в разделе "Педагогическая аттестация"/ Вопросы к тестированию/.
3.13. Направление аттестуемого работника на письменные квалификационные испытания осуществляется распорядительным актом по учреждению (приказом), изданным не позднее, чем за 10 дней до начала квалификационных испытаний.
Ответственным за обеспечение явки педагогических работников, включенных в заявку работодателя, на квалификационные испытания по графику, утвержденному Министерством, является работодатель.
Неявка аттестуемого работника на письменные квалификационные испытания без уважительной причины является основанием для применения к нему мер дисциплинарного взыскания в соответствии со статьей 192 ТК РФ.
В случае неявки без уважительных причин на письменные квалификационные испытания, а также при отрицательном представлении работодателя на данного аттестуемого работника аттестационная комиссия вправе принять решение о несоответствии педагогического работника занимаемой должности.
3.14. В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 03-339 предлагается форма письменных квалификационных испытаний в виде письменного тестирования.
3.15. Ведущей формой тестирования является компьютерное тестирование по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью. Для получения положительного зачета по результатам письменного тестирования необходимо набрать 60 баллов.
3.16. Максимальное время для проведения письменных квалификационных испытаний составляет 45 мин от начала процедуры. При возникновении в период пользования компьютерной программой технических сбоев время, отведенное для прохождения тестирования, увеличивается до 1,5 часа.
Во время компьютерного тестирования пользование мобильными телефонами, книгами, записями и другими источниками информации не допускается.
3.17. Справки по итогам компьютерного тестирования выдаются на руки аттестуемым работникам непосредственно после завершения тестирования в учреждении, обеспечивающем техническое сопровождение данной процедуры аттестации.
3.18. В течение трех дней после завершения указанной аттестационной процедуры протокол квалификационных испытаний направляется в Министерство.
3.19. Решение аттестационной комиссии Министерства о соответствии или несоответствии педагогических работников занимаемой должности принимается с учетом результатов письменных квалификационных испытаний и представлений работодателей на аттестуемых работников.
Работник имеет право присутствовать на заседании аттестационной комиссии при рассмотрении его вопроса, о чем он письменно уведомляет работодателя и/или аттестационную комиссию.
При неявке работника решение принимается в его отсутствие.
3.20. Решение аттестационной комиссии утверждается приказом Министерства, который направляется в экспертную комиссию для выдачи работодателям аттестуемых работников. Допускается выдача работодателям выписок из приказа Министерства, заверенных в установленном порядке.
Указанные распорядительные акты Министерства хранятся в личном деле педагогического работника.
3.21. По получении распорядительного акта Министерства (приказа) секретарь экспертной комиссии заполняет аттестационный лист работника: вписывает результаты письменных квалификационных испытаний (пункт 8), рекомендации (пункт 9), решение аттестационной комиссии (пункт 10), дату принятия решения аттестационной комиссией (проведения аттестации) (пункт 11), реквизиты приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан (пункт 12).
После подписания оформленные аттестационные листы передаются работодателю для: хранения одного экземпляра аттестационного листа в личном деле работника, выдачи второго экземпляра аттестационного листа на руки педагогическому работнику.
Процедуры, указанные в пункте 3.20, 3.21 выполняются в течение 20 дней после принятия решения на заседании аттестационной комиссией Министерства.
3.22. При принятии аттестационной комиссией Министерства решения о несоответствии педагогического работника занимаемой должности работодатель имеет право принять решение о расторжении трудового договора с работником вследствие недостаточной квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Увольнение по данному основанию допускается при условии неукоснительного соблюдения работодателем следующих основных гарантий работника, установленных законодательством:
- увольнение допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья;
- не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске; беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - в возрасте до 18 лет); других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (статья 261 ТК РФ);
- увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ (часть 2 статьи 82 ТК РФ).
В этом случае проект приказа работодателя об увольнении работника, а также копии документов, являющиеся основанием для принятия указанного решения, направляются работодателем в выборный орган соответствующей первичной организации. Работодатель проводит дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в тех случаях, когда выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника. Соблюдается месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (статья 373 ТК РФ).
Примечание:
Отсутствие у аттестуемого работника образовательного ценза, установленного требованиями квалификационной характеристики по должности, не является основанием для его увольнения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Согласно пункту 9 раздела 1 приложения к приказу МЗ и СР РФ № 761н лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе квалификационных характеристик "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
3.23. При наличии в аттестационном листе педагогического работника рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности или о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации работодатель работника не позднее, чем через год представляет в экспертную комиссию информацию о выполнении указанных рекомендаций аттестационной комиссии. За своевременность выполнения рекомендаций аттестационной комиссии несет ответственность работодатель.
Секретарь экспертной комиссии передает информацию работодателей о выполнении рекомендаций в аттестационную комиссию Министерства.
4. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ТРЕБОВАНИЯМ ЗАЯВЛЕННОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
(ПЕРВОЙ ИЛИ ВЫСШЕЙ)
4.1. В соответствии с пунктом 25 Порядка аттестация для установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) проводится на основании заявления работника по установленной форме.
4.1.1. Заявление подается в аттестационную комиссию или в экспертную комиссию с учетом места жительства заявителя в течение учебного года, но не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории.
4.1.2. Заявление на досрочную аттестацию принимается от работника не ранее, чем через два года после предыдущей аттестации (пункт 29 Порядка).
4.1.3. К заявлению в обязательном порядке прилагается справка о прохождении педагогическим работником профессионального тестирования в формате ЕГЭ, ЕРЭ (для учителей и преподавателей общеобразовательных предметов) или компьютерного тестирования (для остальных категорий педагогических работников).
Кроме того, к заявлению на высшую квалификационную категорию прилагается копия аттестационного листа или другого подтверждающего документа по итогам предыдущей аттестации.
4.1.4. Согласно пункту 40 письма МОиН РФ 03/52-46, заявление и вышеуказанные прилагаемые документы должны быть представлены в аттестационную комиссию не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории.
4.1.5. Заявление должно содержать сведения об уровне профессионализма и результатах образовательной деятельности заявителя, соответствующих требованиям заявленной квалификационной категории (пункты 30, 31 Порядка), в сравнении со средними республиканскими показателями.
4.1.6. Образовательный ценз заявителя должен соответствовать требованиям, установленным квалификационной характеристикой по соответствующей должности (приказ МЗ и СР РФ 761н).
4.2. Согласно пункту 3.3.2 Регламента Министерство вправе отказать заявителю в приеме заявления, если не представлены документы, указанные выше в пункте 4.1.3, либо образовательный ценз заявителя не соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности, либо нарушены сроки подачи заявления, указанные выше в пунктах 4.1.2, 4.1.4, либо профессиональные результаты, указанные работником в заявлении, не соответствует требованиям заявленной квалификационной категории (первой или высшей).
В этом случае заявителю направляется письменное извещение об отказе в приеме заявления с указанием причин.
4.3. При положительном рассмотрении аттестационного заявления издается приказ Министерства о проведении аттестации соответствующих работников, сроках направления к ним независимых экспертов.
Состав независимых экспертов утверждается приказом Министерства с учетом предложений экспертных комиссий, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования - заказчиков экспертизы.
4.4. Независимую экспертную оценку профессиональной деятельности аттестуемых работников общеобразовательных учреждений всех типов и наименований, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей Республики Татарстан осуществляют, как правило, члены экспертной комиссии по соответствующему муниципальному образованию; по учреждениям начального, среднего профессионального образования (далее - УНПО, УСПО) - члены экспертной комиссии по аттестации педагогических работников УНПО, УСПО. При большой численности аттестуемых работников к проведению экспертизы привлекаются другие высококвалифицированные руководящие и педагогические работники (специалисты), прошедшие специальное обучение.
При проведении экспертизы профессиональных результатов учитываются критерии, представленные в "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников" под ред. В.Д.Шадрикова, И.В.Кузнецовой.
4.5. При отсутствии в экспертной комиссии по муниципальному образованию квалифицированных экспертов, прошедших специальное обучение, Министерство, по ходатайству соответствующего муниципального органа управления образованием или образовательного учреждения, направляет независимых экспертов из других муниципальных образований.
Оплата транспортных расходов независимых экспертов, направленных Министерством для проведения профессиональной экспертизы по ходатайству заказчика экспертизы, производится за счет принимающей стороны.
4.6. Согласно Регламенту, руководители соответствующих муниципальных органов управления, выполняющие функции председателей экспертных комиссий, руководители и специалисты муниципальных информационно-методических (методических) центров, руководители государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывают содействие независимым экспертам.
В рамках содействия секретари экспертных комиссий по муниципальным образованиям предоставляют аттестационным экспертам:
- средние показатели качества обученности, успеваемости учащихся, итоги ЕГЭ по соответствующим образовательным областям на основе муниципальных отчетных данных за 2013 год в сравнении со средними республиканскими показателями (кроме специальных коррекционных образовательных учреждений);
- средние показатели сохранности контингента обучающихся в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей на основе отчетных данных за 2013 г. в сравнении со средними республиканскими показателями;
- средние показатели по количеству дней, пропущенных ребенком по болезни, в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в 2012 г. в сравнении со средними республиканскими показателями.
Руководители образовательных учреждений по месту работы аттестуемого работника предоставляют аттестационным экспертам:
- данные мониторинга образовательных результатов аттестуемого работника в сравнении со средними показателями по учреждению, протоколы ЕГЭ, ЕРЭ, проводившегося в классах аттестуемого учителя, результаты административных срезов знаний учащихся в классах (учебных группах) аттестуемого педагога (для аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений);
- данные учета посещаемости детей в группе, мониторинг количества дней, пропущенных воспитанниками по болезни (для аттестации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений);
- данные учета посещаемости занятий кружка(ов), руководимого(ых) аттестуемым педагогом дополнительного образования, в сравнении со средними показателями по учреждению (для аттестации педагогических работников учреждений дополнительного образования детей);
- данные мониторинга качества профессионального образования (результаты профессиональной аттестации обучающихся, количество выпускников с повышенным профессиональным разрядом, мониторинг их трудоустройства или продолжения профессионального образования на более высокой ступени и др.); сохранность учебного контингента в учебных группах в сравнении со средними показателями в учреждении (для аттестации педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования).
4.7. В соответствии с требованиями Регламента, аттестуемые работники:
- заранее знакомят независимых аттестационных экспертов с расписанием уроков (учебных занятий), своевременно извещают об изменениях в расписании;
- обеспечивают их присутствие во время учебного процесса;
- предоставляют на анализ учебную, рабочую документацию и иные материалы по запросу экспертов, например, краткий отчет о результатах работы и распространении собственного опыта за предыдущие 5 лет (портфолио), карту результативности профессиональной деятельности;
- готовят аттестационный лист на себя (в 3 экз.), заполненный до пункта 8;
- заполняют лист самооценки по установленной форме и передают его на анализ экспертам (лист самооценки может быть заполнен заранее до прихода экспертов).
Примечание:
Согласно пособию "Методика оценки уровня квалификации педагогических работников" под ред. В.Д.Шадрикова, И.В.Кузнецовой, применяемому при проведении аттестационной экспертизы в 2013 году на основании письма МОиН РФ 03-339, заполнение листа самооценки является важным этапом подготовки работника к предстоящей экспертной оценке его деятельности, т.к. содержание листа самооценки включает в себя основные критерии, по которым оцениваются профессиональные компетенции педагогического работника.
Форма листа самооценки опубликована на сайте Министерства (mon.tatar.ru) в разделе "Педагогическая аттестация" / "Как пройти аттестацию педагогическим работникам".
Невыполнение аттестуемым работником требований аттестационных экспертов, предусмотренных Регламентом, является основанием для прекращения профессиональной экспертизы с последующим принятием аттестационной комиссией отрицательного решения.
4.8. В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 приложения № 2 к Отраслевому соглашению независимые эксперты не направляются к педагогическим работникам, повторно аттестующимся на первую или высшую квалификационную категорию, при наличии у них:
- государственных и отраслевых наград по профилю педагогической деятельности (включая почетное звание "Заслуженный учитель" и др. почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки) независимо от года награждения;
- дипломов (свидетельств, почетных грамот, иных удостоверяющих документов) победителей, призеров, дипломантов, лауреатов международных, федеральных, республиканских, муниципальных профессиональных конкурсов по профилю деятельности аттестуемого работника ("Учитель года", "Воспитатель года" и др.) независимо от года проведения конкурса;
- при подготовке педагогическими работниками воспитанников - победителей и призеров (1 - 3 места) международных, всероссийских, республиканских, муниципальных предметных олимпиад, конкурсов, смотров, соревнований, проходивших в течение 5 лет перед аттестацией работника.
Упрощенные формы профессиональной экспертизы (без привлечения независимых аттестационных экспертов) применяются при аттестации педагогических работников, повторно или впервые заявляющихся на высшую либо первую квалификационную категорию:
- при наличии у них статуса (диплома) победителя конкурса в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", гранта "Наш лучший учитель" независимо от года проведения конкурса (гранта), либо подготовивших в течение последних пяти лет двух и более призеров (I - III места) муниципальных, республиканских, федеральных, международных (очных) предметных олимпиад (для учащихся общеобразовательных учреждений) или конкурсов профессионального мастерства (для обучающихся в учреждениях профессионального образования);
- участвовавших в проведении профессиональной экспертизы в составе экспертных групп при аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан не менее трех лет в период, предшествующий аттестации.
Экспертное заключение в виде карты результативности на указанных аттестуемых работников готовится аттестуемыми и подписывается руководителем учреждения и директором ИМЦ (ГМЦ) района.
4.9. К руководящим работникам образовательных учреждений (директорам, заведующим, начальникам и их заместителям), заявившимся на аттестацию для получения квалификационной категории по педагогической должности, независимые эксперты направляются в обязательном порядке.
4.10. Согласно Регламенту по итогам экспертной оценки профессиональных результатов аттестуемого работника составляется экспертный лист и экспертное заключение, с которым знакомят работника под роспись не позднее трех дней после проведения экспертизы.
Примечание:
Форма экспертного листа размещена на сайте Министерства (mon.tatar.ru) в разделе "Педагогическая аттестация" /"Как пройти аттестацию педагогическим работникам"/.
4.11. Перед подачей заявления на аттестацию для установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) или представления работодателя на подтверждение соответствия занимаемой должности, методисты, старшие методисты информационно-методических (методических) центров (кабинетов) должны пройти профессиональное тестирование в формате ЕГЭ, ЕРЭ (для методистов, курирующих учителей общеобразовательных предметов) или компьютерное тестирование (для методистов, курирующих остальные категории педагогических работников).
Минимальное количество баллов, необходимое для получения положительного зачета по итогам профессионального тестирования составляет:
- на соответствие занимаемой должности - 60 баллов;
- на первую квалификационную категорию - 70 баллов;
- на высшую квалификационную категорию - 80 баллов.
Максимальное время для проведения тестирования составляет 45 мин. от начала процедуры.
4.12. Экспертная комиссия по соответствующему муниципальному образованию, рассмотрев экспертные заключения, готовит предложения по установленной форме Министерства о соответствии или несоответствии аттестуемых работников требованиям заявленной квалификационной категории и представляет их в Министерство в течение 10 дней после завершения экспертизы (приложение № 3).
4.13. Аттестационная комиссия Министерства принимает решение о соответствии или несоответствии каждого аттестуемого работника заявленной квалификационной категории с учетом экспертных заключений и предложений экспертной комиссии.
Решение комиссии утверждается распорядительным актом Министерства (приказом).
Выдача работодателям работников их аттестационных листов и распорядительных актов (приказов) Министерства осуществляется через секретарей экспертных комиссий в месячный срок со дня принятия положительного решения аттестационной комиссией.
4.14. Обязательным этапом перед подачей заявления на аттестацию для установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) является профессиональное тестирование.
Работник, планирующий аттестацию, заранее проходит профессиональное тестирование в срок с февраля по апрель 2013 года перед подачей заявления в аттестационную комиссию.
Примечание:
1. Профессиональное тестирование производится по предварительной записи работника не позднее, чем за неделю до начала процедуры в учреждении, обеспечивающем техническое сопровождение компьютерной программы согласно графику.
2. Режим работы учреждений, на базе которых проводится профессиональное тестирование, указан в приложении № 1 (не приводится) к настоящему приказу.
4.15. Профессиональное тестирование проводится:
- в формате ЕГЭ - для учителей (преподавателей) русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, географии, информатики, истории и обществознания, английского, немецкого, французского языков;
- в формате ЕРЭ - для учителей (преподавателей) татарского языка и литературы;
- компьютерное тестирование - для учителей начальных классов, музыки, технологии, физкультуры, преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей чувашского, удмуртского, марийского, мордовского языков и литературы, турецкого, арабского языков, иврита, воспитателей (старших воспитателей), педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогических работников учреждений дошкольного образования, дополнительного образования детей, учреждений начального и среднего профессионального образования;
- компьютерное тестирование в режиме Интернет-технологий в информационной системе "Электронное образование в Республике Татарстан" проходят педагогические и руководящие работники образовательных учреждений, которые являются пользователями системы (имеют логин и пароль для входа на портал edu.tatar.ru).
Примечание:
1. Компьютерное тестирование проводится на основе экспериментальной республиканской компьютерной программы в учреждениях, обеспечивающих техническое сопровождение данной процедуры аттестации в соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан. Компьютерные тесты опубликованы на сайте Министерства в разделе "Педагогическая аттестация/"Вопросы по компьютерному тестированию аттестуемых руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан".
2. Максимальное время, отведенное для прохождения компьютерного тестирования каждым аттестуемым работником, составляет 45 мин. При возникновении в период пользования компьютерной программой технических сбоев время, отведенное для прохождения тестирования, увеличивается до одного часа.
3. Во время компьютерного тестирования пользование мобильными телефонами, книгами, записями и другими источниками информации не допускается.
4. Справки по итогам компьютерного тестирования выдаются на руки аттестуемым работникам непосредственно после завершения тестирования в учреждении, обеспечивающем техническое сопровождение данной процедуры аттестации.
5. В информационной системе "Электронное образование в Республике Татарстан" педагогические работники проходят тестирование через каждые 14 дней, не более 2 раз в месяц.
Справку по результатам прохождения тестирования можно получить у секретаря экспертной комиссии муниципального района или в Министерстве. Руководство по тестированию размещено на сайте Министерства.
4.16. Минимальное количество баллов, необходимое для получения положительного зачета по итогам профессионального тестирования, составляет:
- на высшую квалификационную категорию - 80 баллов;
- на первую квалификационную категорию - 70 баллов.
4.17. В случае, если разница между зачетным минимумом, установленным по соответствующей квалификационной категории, и количеством баллов, полученных участником профессионального тестирования, составляет не более двух баллов, результаты засчитываются в пользу аттестуемого работника и учитываются аттестационной комиссией в качестве положительного зачета. С учетом указанных льгот апелляции по процедуре и результатам профессионального тестирования не принимаются.
4.18. При приеме заявлений работников образования в аттестационную комиссию Министерства будут учитываться (при получении работником требуемого количества баллов):
- документы (справки) по итогам аттестационного тестирования учителей (преподавателей) в формате ЕГЭ, ЕРЭ и/или тренинга-тестирования в формате ЕГЭ, ЕРЭ, выданные РЦМКО в 2009 - 2013 годах;
- документы (справки) по итогам компьютерного тестирования, выданные педагогическим работникам в учреждениях, обеспечивающих данную процедуру аттестации на основании соответствующих приказов Министерства образования и науки Республики Татарстан, в независимости от года проведения.
4.19. Адреса и режим работы учреждений, на базе которых проводится профессиональное тестирование, следует разместить в аттестационных уголках (стендах) образовательных учреждений. Ответственными за своевременное информирование педагогических работников о порядке аттестации в 2013 году являются председатели и секретари соответствующих экспертных комиссий и руководители образовательных учреждений, работники которых выходят на аттестацию.
4.20. Аттестация руководителей образовательных учреждений (директоров, начальников, заведующих) и специалистов, не относящихся к категории педагогических работников (бухгалтеров, инженерно-технических и иных работников, по должностям которых предусмотрены квалификационные категории), осуществляется на основе утвержденных учредителем локальных актов, регламентирующих порядок аттестации указанных работников.
5. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АТТЕСТАЦИОННЫХ
МАТЕРИАЛОВ В МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
5.1. На подготовительном этапе аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности экспертные комиссии по муниципальным образованиям Республики Татарстан, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан представляют в Министерство:
5.1.1. Сопроводительное письмо за подписью начальника отдела образования соответствующего муниципального образования, руководителя образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан, к которому прилагаются:
- сводный список педагогических работников муниципального образования, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан, подлежащих аттестации, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности в данном аттестационном периоде (текущем полугодии) (на бумажном и электронном носителях);
- предложения по дате и месту проведения письменных квалификационных испытаний для аттестуемых работников (с указанием адреса учреждения), для УНПО, УСПО дата и место проведения устанавливается Министерством;
5.1.2. Заявки работодателей о проведении аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (в 1 экз., УНПО, УСПО - в 2 экз.);
5.1.3. Представления работодателей на аттестуемых работников (в 1 экз.).
Примечание:
Указанные формы заявки и представлений опубликованы на сайте Министерства в разделе "Педагогическая аттестация"/"Образцы аттестационных документов".
В трехдневный срок после завершения в муниципальных образованиях письменных квалификационных испытаний (проведения тестирования) экспертные комиссии представляют в Министерство:
5.1.4. Протокол экспертной комиссии по результатам письменных квалификационных испытаний по установленной форме (в 1 экз.) (на бумажном и электронном носителях) (приложение № 4).
5.2. На подготовительном этапе аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям квалификационной категории (первой или высшей) экспертные комиссии, образовательные учреждения представляют в Министерство:
5.2.1 Сопроводительное письмо за подписью начальника отдела образования соответствующего муниципального образования, директора образовательного учреждения, к которому прилагаются:
- сводный список педагогических работников муниципального образования, образовательного учреждения, заявившихся на аттестацию с целью присвоения квалификационной категории (первой или высшей) в данный аттестационный период на бумажном и электронном носителях в формате Excel;
- заявления педагогических работников об аттестации на первую или высшую квалификационную категорию и прилагающиеся документы, указанные в пункте 4.1.3;
- предложения по составам независимых экспертных групп для изучения профессиональных результатов аттестуемых работников (не более 2 экспертов в группе).
Примечание:
В рамках содействия Министерству в организации аттестационных процедур секретари экспертных комиссий оказывают помощь при подготовке трудовых договоров между Министерством и аттестационными экспертами соответствующего муниципального образования по оплате трудозатрат экспертов на проведение экспертизы профессиональных результатов аттестуемых работников.
5.2.2 В десятидневный срок после завершения аттестационной экспертизы, проводившейся в муниципальном образовании по графику, установленному на данный аттестационный период, экспертная комиссия представляет в Министерство документы по итогам аттестационной экспертизы. В перечень документов, представляемых в Министерство, входят:
- аттестационные документы на педагогических работников, заявившихся на аттестацию с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям заявленной квалификационной категории (первой или высшей) на данный аттестационный период;
- оформленный аттестационный лист в 3 экз. (аттестационный лист подписывается аттестуемым работником в графе "С аттестационным листом ознакомлен" и, по желанию работника, в графе "С решением аттестационной комиссии согласен");
- подписанная и заверенная карта результативности профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника (в 1 экз.) (формат Word, шрифт 12) (Разъяснения по заполнению карты результативности опубликованы на сайте МОиН РТ, раздел "Педагогическая аттестация"/"Примерные формы аттестационных документов"/"Карта результативности профессиональной деятельности") (для тех педагогических работников, к которым не выходили экспертные группы);
- экспертное заключение (в 1 экз.), экспертный лист, подписанные экспертами (в 1 экз.) (для тех педагогических работников, к которым выходили экспертные группы);
- заверенная ксерокопия документа о повышении квалификации за последние 5 лет, с приложением документа, удостоверяющего наличие лицензии на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ у учреждения, выдавшего данный документ (копии лицензии тех учреждений, которые проходят лицензирование в МОиН РТ, не требуются).
К аттестационным документам претендентов на высшую категорию, в дополнение к вышеперечисленным документам, прилагаются:
- документ (или заверенная копия документа), подтверждающий инновационную деятельность претендента на высшую категорию (рецензия, отзыв специалиста ИРО РТ, педагогического вуза на инновационную разработку любого характера, титульный лист публикации в республиканском или федеральном научно-методическом издании, или документ, удостоверяющий участие аттестуемого работника в республиканском или федеральном методическом конкурсе, в конкурсе авторских программ и элективных курсов в течение последних 5 лет и др.) (не более одного подтверждающего документа на 1 л.);
- документ (или заверенная копия документа), подтверждающий участие обучающихся (воспитанников) аттестуемого педагогического работника в международных, всероссийских олимпиадах, смотрах, конкурсах, соревнованиях, проходивших в течение последних пяти лет перед аттестацией (не более одного подтверждающего документа на 1 - 2 л.);
- документы на оплату экспертов, осуществлявших внешнюю экспертизу профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников на данный аттестационный период (оформленные договора, копии документов);
- предложения экспертной комиссии о соответствии (несоответствии) аттестуемых педагогических работников заявленной квалификационной категории по итогам профессиональной экспертизы.
Предложения готовятся на основании анализа экспертных заключений и карт результативности профессиональной деятельности аттестуемых работников, который осуществляется в экспертной комиссии перед представлением документов в Министерство. Предложения оформляются на бумажном и электронном носителе (в программе Excel), подписываются председателем, секретарем экспертной комиссии соответствующего муниципального образования (форма предложений прилагается).
Списочный состав аттестуемых работников в предложениях должен соответствовать приказу Министерства о проведении аттестации педагогических работников на данный аттестационный период.
При отсутствии у аттестуемого педагогического работника курсовой подготовки (в течение последних пяти лет перед аттестацией) или при наличии у него высшего или среднего профессионального (непедагогического) образования, либо высшего или среднего профессионального (педагогического) образования, не соответствующего преподаваемому предмету, в пункт 9 аттестационного листа, а также в соответствующий раздел предложений в обязательном порядке вносятся следующие рекомендации: "Пройти курсы повышения квалификации (указать тематику курсов и год)" либо "Пройти профессиональную переподготовку по профилю образовательной деятельности".
При этом рекомендации об образовательном цензе, профессиональной переподготовке должны соотноситься с требованиями квалификационных характеристик по должностям работников образования согласно Единому квалификационному справочнику, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.
В указанные документы (предложения, п. 9 аттестационного листа) также вносятся рекомендации экспертов по совершенствованию базовых педагогических компетенций.
При отказе руководителя учреждения заверить своей подписью карту результативности аттестуемого работника (далее - карта), в аттестационную комиссию Министерства представляется, в дополнение к вышеуказанному перечню, письменное обоснование отказа за подписью руководителя, отказавшего в заверении карты.
В этом случае карта результативности в обязательном порядке представляется на анализ экспертам и проводится независимая экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого работника.
В целях обеспечения соответствия аттестационных процедур Порядку аттестации заседания экспертной комиссии проводятся без приглашения аттестуемых работников с участием членов аттестационной комиссии Министерства.
При подготовке к заседанию аттестационной комиссии, на котором будут рассматриваться спорные случаи, Министерство вправе затребовать от аттестуемого работника, его работодателя, экспертов любые подтверждающие документы, необходимые для принятия объективного решения о соответствии (несоответствии) аттестуемого работника заявленной квалификационной категории.
5.3. При массовой подаче аттестационных заявлений (заявок работодателей) Министерством устанавливается график централизованного приема аттестационных документов по указанным перечням (см. пункты 5.1, 5.2) отдельно на каждый период времени, в котором отмечается (прогнозируется) значительный рост численности заявителей во всех муниципальных образованиях Республики Татарстан.
Примечание:
В случае, если аттестационное заявление не соответствует требованиям (см. пункт 4.2.), секретарь экспертной комиссии оказывает заявителю необходимую консультативную помощь, знакомит его с требованиями к содержанию заявления и перечнем документов, прилагаемых к заявлению согласно пункту 4.1.З, и предлагает заявителю другой срок подачи заявления после выполнения им требований, установленных в соответствии с пунктами 3.3.2 Регламента и настоящим приказом.
5.4. Цифровой отчет по установленной форме об итогах аттестации педагогических работников муниципального образования в 2013 году представляется в Министерство до 25 декабря 2013 г.
Приложение № 3
к приказу
Министерства образования и науки
Республики Татарстан
от 31 января 2013 г. № 284/13
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
по _______________________________________
(наименование муниципального образования)
(РАЙОНУ (ГОРОДУ) РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Экспертная комиссия аттестационной комиссии Министерства образования
и науки Республики Татарстан по __________________________________________
муниципальному образованию в составе председателя _______________________,
заместителя председателя ________________________________________________,
членов комиссии __________________________________________________________
__________________________________________________________________________
рекомендует установить (не устанавливать) заявленную _____________________
квалификационную категорию следующим педагогическим работникам:
N
Фамилия, имя, отчество претендента (в именительном падеже)
Должность (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность)
Место работы (полное наименование образовательного учреждения по Уставу в родительном падеже)
Образование, (указывается уровень образования, краткое наименование вуза и/ или ссуза, квалификация по диплому)
Педстаж /в т.ч. в должности, по которой аттестуется
Имеющаяся квалификационная категория, дата окончания срока ее действия
Курсы повышения квалификации за последние 5 лет (краткое наименование УДПО, кол-во час., год прохождения курсов)
Результаты профессиональной экспертизы
Предложения (указывается формулировка: "Уровень квалификации соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым к квалификационной категории)
Рекомендации
Профессиональное тестирование (в баллах)
Экспертная оценка (при направлении к работнику внешних экспертов указывается оценка в баллах; при упрощенной форме экспертизы указывается формулировка "Документальная экспертиза профессиональных результатов подтверждает (не подтверждает) соответствие требованиям квалификационной категории"
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Председатель экспертной комиссии ФИО, должность (подпись)
МП
Заместители председателя экспертной комиссии
Секретарь экспертной комиссии
Примечание:
1. Таблица заполняется в программе Excel отдельно по каждой
квалификационной категории (первой или высшей).
2. Рекомендации по заполнению пунктов 3, 4, 7, 8, 9, 10, напечатанные
курсивом, следует исключить из наименований соответствующих пунктов при
подготовке окончательного варианта предложений для Министерства
образования и науки Республики Татарстан
Приложение № 3.1
к приказу
Министерства образования и науки
Республики Татарстан
от 31 января 2013 г. № 284/13
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
____________________________________РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
(наименование образовательного учреждения)
по итогам профессиональной экспертизы педагогических работников,
заявившихся на аттестацию с целью установления соответствия уровня
квалификации требованиям ______________________ квалификационной категории
в 2013 г.
рекомендует установить(не устанавливать) _________________________
заявленную квалификационную категорию следующим педагогическим работникам:
N
Фамилия, имя, отчество претендента (в именительном падеже)
Должность (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность)
Место работы (полное наименование образовательного учреждения по Уставу в родительном падеже)
Образование, (указывается уровень образования, краткое наименование вуза и/ или ссуза, квалификация по диплому)
Педстаж /в т.ч. в должности, по которой аттестуется
Имеющаяся квалификационная категория, дата окончания срока ее действия
Курсы повышения квалификации за последние 5 лет (краткое наименование УДПО, кол-во час., год прохождения курсов)
Результаты профессиональной экспертизы
Предложения образовательного учреждения (указывается формулировка: "Уровень квалификации соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым к квалификационной категории)
Рекомендации
Профессиональное тестирование (в баллах)
Экспертная оценка (при направлении к работнику внешних экспертов указывается оценка в баллах; при упрощенной форме экспертизы указывается формулировка "Документальная экспертиза профессиональных результатов подтверждает (не подтверждает) соответствие требованиям квалификационной категории"
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Директор образовательного учреждения:
Заместители:
Ответственный за аттестацию:
Примечание:
1. Таблица заполняется в программе Excel отдельно по каждой
квалификационной категории (первой или высшей).
2. Рекомендации по заполнению пунктов 3, 4, 7, 8, 9, 10, напечатанные
курсивом, следует исключить из наименований соответствующих пунктов при
подготовке окончательного варианта предложений для Министерства
образования и науки Республики Татарстан
Приложение № 4
к приказу
Министерству образования и науки
Республики Татарстан
от 31 января 2013 г. № 284/13
ПРОТОКОЛ
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПО ______________________________РАЙОНУ (ГОРОДУ)
(наименование муниципального образования)
ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ
В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ АТТЕСТАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
СООТВЕТСТВИЯ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ
В ______ КВАРТАЛЕ 20____ Г.
Дата проведения __________________________
Место проведения __________________________
N
Фамилия, имя, отчество аттестуемого работника
Должность, предмет
Образование, наименование вуза (ссуза), квалификация по диплому
Педстаж/стаж работы по специальности (в должности)
Оценка уровня квалификации работника в представлении работодателя (соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности с рекомендациями (указываются рекомендации), не соответствует занимаемой должности
Результаты квалификационных испытаний
Кол-во баллов по результатам испытаний
Оценка квалификационной работы (удовлетворительно, неудовлетворительно)
Рекомендации экспертов аттестуемому работнику
Председатель (заместитель председателя)
экспертной комиссии образовательного учреждения ФИО, должность (подпись)
МП
Секретарь экспертной комиссии
Члены экспертной комиссии - эксперты
--------------------------------
Данная форма заполняется в программе Excel и может быть использована
(с отдельными изменениями) как примерная форма сводного списка
педагогических работников муниципального образования, подлежащих
аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
------------------------------------------------------------------