Приказ Минобрнауки РТ от 23.01.2013 N 108/13 "О проведении мониторинговых исследований обучающихся в муниципальных образованиях Республики Татарстан"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРИКАЗ
от 23 января 2013 г. № 108/13
О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В рамках реализации мероприятий Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы, с целью выявления выполнения требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего образования, приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок проведения мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся четвертых классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан (приложение 1).
1.2. Инструкцию для школьного координатора по проведению мониторинга (приложение 2).
1.3. Сроки проведения и перечень предметов республиканского тестирования обучающихся 4 классов в 2013 году:
- 6 февраля 2013 года - по математике и татарскому языку;
- 7 февраля 2013 года - по русскому языку и окружающему миру.
2. Директору государственного бюджетного учреждения "Республиканский центр мониторинга качества образования" (И.А.Сахнова) организовать проведение республиканского тестирования обучающихся четвертых классов в общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Республики Татарстан согласно утвержденному Порядку проведения (приложение 1).
3. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием Республики Татарстан обеспечить необходимые условия для проведения тестирования и работы специалистов на местах.
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на первого заместителя министра Д.М.Мустафина.
Министр
Э.Н.ФАТТАХОВ
Приложение № 1
к приказу МОиН РТ
от 23 января 2013 г. № 108/13
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНЫХ
ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2013 ГОДУ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий Порядок проведения мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся четвертых классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан в 2013 году (далее - Порядок) разработан в соответствии с:
- Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изменениями и дополнениями);
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (с изменениями и дополнениями);
Положением о системе оценки качества образования в Республике Татарстан, утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 28.09.2010 № 3461/10;
Стратегией развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1174;
- иными нормативными правовыми и распорядительными актами Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - Министерство).
1.2. Порядок устанавливает единые требования к проведению мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся четвертых классов общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Республики Татарстан (далее - мониторинг), определяет функции и взаимодействие исполнителей.
1.3. Мониторинг проводится: в целях получения достоверных данных об уровне предметной обученности школьников четвертых классов в Республике Татарстан; для принятия обоснованных управленческих решений на уровне отдельного образовательного учреждения, муниципального образования и региона в целом.
1.4. Основными направлениями мониторинга учебных достижений обучающихся четвертых классов являются проведение контрольно-оценочной диагностики, обеспечивающей оценку образовательных результатов, основанную на единой концептуально-методологической базе.
1.5. Руководство и координацию мероприятий по проведению мониторинга осуществляет Министерство совместно с государственным бюджетным учреждением "Республиканский центр мониторинга качества образования" (далее - ГБУ "РЦМКО"), муниципальными органами управления образованием и общеобразовательными учреждениями.
1.6. Организационно-технологическое сопровождение мониторинга осуществляет ГБУ "РЦМКО".
1.7. Наблюдение за выполнением данного Порядка в пунктах проведения мониторинга осуществляет администрация муниципальных органов управления образованием, а также непосредственные организаторы в образовательных учреждениях Республики Татарстан.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА
2.1. Мониторинг предметной обученности школьников четвертых классов проводится ежегодно. Сроки проведения и перечень предметов, по которым проводится мониторинг, утверждаются отдельным приказом Министерства.
2.2. В мониторинге принимают участие обучающиеся общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, за исключением находящихся на длительном лечении в лечебных учреждениях, а также обучающихся на дому.
2.3. Устанавливается продолжительность диагностики (выполнения работ) по каждому предмету - 45 минут.
2.4. Для проведения мониторинга используются контрольные измерительные материалы (далее - КИМ) по соответствующим предметам.
2.5. Содержание КИМ определяется в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 7) и утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
2.6. ГБУ "РЦМКО" обеспечивает муниципальные органы управления образованием необходимым материалом для проведения мониторинга (в электронном виде), который в дальнейшем направляется в общеобразовательные учреждения (на бумажном или электронном носителе), и находится у руководителя общеобразовательного учреждения, на базе которого организуется мониторинг.
2.7. В течение одного часа после окончания тестирования бланки ответов передаются ответственному лицу, назначенному муниципальным органом управления образованием, для передачи и дальнейшей обработки в ГБУ "РЦМКО".
2.8. Работы обучающихся оцениваются по первичным баллам, с последующим переводом в отметки по пятибалльной системе.
2.9. Результаты мониторинговых исследований не влияют на текущую и итоговую успеваемость школьников.
III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА
3.1. Министерство образования и науки Республики Татарстан:
- осуществляет нормативное правовое обеспечение мониторинга в пределах своей компетенции;
- распределяет в пределах своей компетенции функции по ответственным исполнителям организации и проведению мониторинга;
- обеспечивает информирование участников образовательного процесса и общественности о работах по подготовке и проведению мониторинга через сайт Министерства;
- осуществляет контроль за соблюдением региональных нормативных актов, регламентирующих организацию, проведение и установленный Порядок проведения мониторинга;
- составляет аналитический отчет по результатам проведения мониторинга.
3.2. Органы местного самоуправления (муниципальные органы управления образованием):
- создают условия и обеспечивают соблюдение процедуры объективного проведения мониторинга;
- информируют общеобразовательные учреждения, население муниципального образования о целях и задачах, ходе организации и проведения мониторинга;
- обеспечивают взаимодействие с Министерством, ГБУ "РЦМКО", общеобразовательными учреждениями, родителями и обучающимися в ходе подготовки и проведения мониторинга;
- назначают муниципальных координаторов, ответственных за проведение мониторинга;
- обеспечивают доставку материалов мониторинга (на бумажном или электронном носителях) в пункты проведения, а также для обработки в ГБУ "РЦМКО";
совместно с руководителями общеобразовательных учреждений осуществляют подготовку сотрудников, знакомят педагогических работников с технологией и содержанием мониторинга.
3.3. Республиканский центр мониторинга качества образования:
- обеспечивает информационное сопровождение мониторинга;
- разрабатывает проекты инструктивных материалов по проведению мониторинга;
- формирует информационные базы данных регионального уровня для проведения мониторинга;
- обеспечивает участников мониторинга КИМ, а также инструктивными и методическими материалами, связанными с его проведением, в электронном виде;
- разрабатывает бланки, шаблоны, программный комплекс для проведения мониторинговых исследований;
- разрабатывает программные средства для формирования и тиражирования материалов, для оптимально быстрой обработки материалов тестирования;
- осуществляет взаимодействие с организациями, обеспечивающими организационно-техническое сопровождение мониторинга;
- проводит обработку материалов мониторинга;
- разрабатывает форму и примерное содержание итогового отчета о результатах проведения мониторинга;
- представляет статистические и аналитические данные результатов мониторинга в Министерство;
- обеспечивает и контролирует надлежащий порядок передачи, хранения и уничтожения документов и материалов мониторинга.
3.4. Общеобразовательные учреждения:
- создают условия и обеспечивают соблюдение процедуры объективного проведения мониторинга;
- назначают школьных координаторов, ответственных за ведение информационных баз данных школьного уровня, за проведение мониторинга и передачу материалов муниципальному координатору для дальнейшей обработки;
- формируют информационные базы данных общеобразовательного учреждения для проведения мониторинга;
- организуют своевременное ознакомление обучающих общеобразовательных учреждений и их родителей (законных представителей) с нормативными правовыми и распорядительными документами, регламентирующими проведение мониторинга, с информацией о сроках и месте его проведения;
- обеспечивают участников необходимым материалом для проведения мониторинга;
- принимают управленческие решения по результатам мониторинга.
IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНФОРМАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА
Ответственность за информационную безопасность при работе с информацией ограниченного доступа несут все категории должностных лиц, имеющие отношение к организации и проведению мониторинга.
Приложение № 2
к приказу МОиН РТ
от 23 января 2013 г. № 108/13
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КООРДИНАТОРА ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Инструкция определяет деятельность школьного координатора по организации и проведению мониторинга в соответствии с Порядком проведения мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся четвертых классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан.
Подготовку и проведение мониторинга в общеобразовательном учреждении осуществляет школьный координатор, который назначается приказом руководителя общеобразовательного учреждения.
Школьные координаторы и организаторы мониторинга должны руководствоваться в своей деятельности нормативными правовыми актами, распорядительными документами, регламентирующими проведение мониторинга.
Школьный координатор несет ответственность за соблюдение процедуры мониторинга и соблюдение информационной безопасности при его проведении.
Мониторинг проводится в общеобразовательном учреждении при соблюдении следующих требований:
- наличие необходимого количества посадочных мест в аудиториях;
- обеспеченность учреждения средствами связи: телефоном, по возможности, факсом и электронной почтой;
- соответствие аудиторий санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям противопожарной безопасности.
Школьным координатором и организаторами в аудиториях могут быть преподаватели общеобразовательных учреждений, в которых проводится мониторинг, не преподающие в классе, где проводится тестирование.
С целью координации размещения детей по классам и разрешения форс-мажорных ситуаций во время проведения мониторинга необходимо присутствие классного руководителя обучающихся в общеобразовательном учреждении. С момента начала мониторинга классный руководитель не имеет права находиться в аудиториях, где проводится мониторинг.
Во время проведения мониторинга в здании общеобразовательного учреждения могут находиться уполномоченные представители Министерства, ГБУ "РЦМКО", муниципальных органов управления образованием.
2. ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНОГО КООРДИНАТОРА
Школьный координатор осуществляет сбор информации об аудиторном фонде, участниках мониторинга с помощью программного обеспечения.
Школьный координатор содействует созданию благоприятного микроклимата среди участников образовательного процесса в период подготовки и проведения мониторинга.
За два дня до проведения мониторинга школьный координатор должен ознакомить под подпись организаторов с нормативной правовой базой проведения мониторинга, Порядком, инструментарием и Методикой проведения мониторинга.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА
Директор общеобразовательного учреждения по согласованию со школьным координатором назначает приказом организаторов, которые будут проводить мониторинг в классах.
В каждую аудиторию назначается один организатор и один резервный организатор, на случай непредвиденных обстоятельств.
Школьный координатор обеспечивает условия для проведения мониторинга, проверяет готовность аудиторий, присутствие организатора, наличие обучающихся в соответствии со списками. В случае отсутствия обучающегося классный руководитель выясняет причину и доводит до сведения школьного координатора.
По окончании мониторинга школьный координатор осуществляет передачу материалов муниципальному координатору для дальнейшей отправки в ГБУ "РЦМКО".
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА (РЕКОМЕНДАЦИЯ)
Продолжительность мониторинга по каждому предмету - 45 минут. Рекомендуется проведение мониторинга 2, 3 уроками с организацией перерыва 15 -20 мин. между предметами.
Примерное распределение времени при проведении мониторинга:
Вид работы
Время
1. Организационная часть (комплектование материалов по аудиториям)
8.00
2. Подготовка аудиторий к проведению мониторинга
8.15 - 8.30
3. Распределение участников мониторинга по аудиториям
8.30 - 8.35
4. Получение материалов тестирования у школьного координатора
8.40
5. Организационная часть:
- выдача контрольно-измерительных материалов, бланков ответов участникам мониторинга;
- ознакомление обучающихся с инструкцией по выполнению заданий
8.40 - 9.00
6. Выполнение заданий
9.00 - 9.45
7. Формирование пакета материалов организаторами аудитории
9.45 - 9.50
8. Передача пакетов школьному координатору. Подготовка аудиторий к проведению мониторинга по второму предмету
9.50 - 10.00
9. Получение материалов тестирования по второму предмету у школьного координатора
10.00
10. Организационная часть:
- выдача контрольно-измерительных материалов, бланков ответов участникам мониторинга;
- ознакомление обучающихся с инструкцией по выполнению заданий
10.00 - 10.10
11. Выполнение заданий
10.10 - 10.55
12. Формирование пакета материалов организаторами аудитории
10.55 - 11.00
13. Передача пакетов школьному координатору по второму предмету
11.00 - 11.10
------------------------------------------------------------------